Новое прочтение классики: система уроков по поэме Гоголя «Мертвые души»

- 12:09Образование, Портфолио, Приложение

Почему скучно читать классику современным школьникам в 9—11 классах?

Тексты произведений объемные, но учебная программа чаще требует текстуального изучения, не фрагментарного, не обзорного. Не располагает учитель и необходимым количеством часов для вдумчивого чтения. Эпоха, описанная в произведении, отдалена во времени от современного школьника. Еще не сформирован у молодого читателя социальный и жизненный опыт, необходимый для понимания и осмысления художественного обобщения такого масштаба. Затруднению в понимании авторского замысла способствует и авторский стиль, и язык писателя, чаще многословный, с подробными описаниями. В результате учитель, приступая к изучению произведения, сталкивается с проблемами: 1) текст учениками не прочитан; 2) прочитан частично, но не зацепил. Произведение остается непринятым, обсуждение сводится в лучшем случае к пересказу текста, сочинения учащихся отражают слабую интерпретацию, строятся на традиционных клише. И рождаются у учителя сложные вопросы: как ознакомить учеников с текстом произведения, построить обсуждение и анализ прочитанного, как сделать книгу для них значимой?

Поэма Н.В.Гоголя “Мертвые души” — одно из сложных произведений школьной программы, во-первых, потому, что это первое объемное произведение, которое изучают школьники в старших классах, во-вторых, у молодых читателей еще нет опыта прочтения таких произведений. Эти причины определяют выбор методических подходов, набор инструментария при разработке системы уроков по поэме ­Н.В.Гоголя “Мертвые души”. Предлагаемые на уроке задания, с одной стороны, позволяют провести имманентный и контекстуальный анализ текста, с другой — использование приемов визуализации текста помогает организовать продуктивную деятельность школьников по интерпретации текста поэмы, устанавливает связи между отдельными образами и деталями, делает само произведение для молодого читателя понятным и современным. Конспекты уроков обладают открытостью, что дает возможность исключить (сократить), расширить отдельные элементы урока в зависимости от уровня подготовленности учащихся, темпа работы групп.

Система уроков по поэме Н.В.Гоголя “Мертвые души”

Уроки 1—2

“Один за другим следуют у меня помещики, один пошлее другого” (гл. 2—6)

Уроки 3—4

Губернский город N (гл. 1, 7—10)

Урок 5

“Припряжем подлеца!”

Знакомьтесь, Павел Иванович Чичиков (гл. 1, 11)

Урок 6

“Куда несешься, Русь?” (гл. 11)

Предполагается, что учащиеся в результате деятельности будут

Знать/понимать

Уметь

1. Смысловое содержание текста поэмы Н.В.Гоголя “Мертвые души”.

2. Общие темы и проблемы в поэме

1. Работать с текстом самостоятельно, репродуцировать, выражать собственное суждение.

2. Интерпретировать мотивы и поступки героев.

3. Определять актуальность произведения и проблемы, обозначенные в нем.

4. Создавать собственный образовательный продукт (устное высказывание, визитка, хештег, страница в инстаграме, косплей, арт-объект)

Задачи личностного развития: содействовать дальнейшему развитию умения воспринимать литературное произведение на эмоционально-образном, мировоззренческом уровнях; способствовать формированию умения анализировать и интерпретировать произведение. Средствами материала урока вызвать интерес к заданиям проблемно-творческого характера, способствовать построению продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками.

Урок 6. “Куда несешься, Русь?” (гл. 11)

Вопросы урока: Какая дорога? Какая бричка? Кто сидит в бричке?

Образ птицы-тройки

  1. Прием визуализации: графическое изображение образа.

Прочитайте описание дороги, выделите маркером ключевые слова, характеризующие дорогу, по которой едет Чичиков. Графически изобразите дорогу в тетради. Сделайте вывод.

Гл. 3. Между тем Чичиков стал примечать, что бричка качалась на все стороны и наделяла его пресильными толчками; это дало ему почувствовать, что они своротили с дороги и, вероятно, тащились по взбороненному полю.

Гл. 3. Хотя день был очень хорош, но земля до такой степени загрязнилась, что колеса брички, захватывая ее, сделались скоро покрытыми ею, как войлоком, что значительно отяжелило экипаж; к тому же почва была глиниста и цепка необыкновенно. То и другое было причиною, что они не могли выбраться из проселков раньше полудня. Дороги расползались во все стороны, как пойманные раки, когда их высыплют из мешка, и Селифану довелось бы поколесить уже не по своей вине.

(Колесить — делать объезд, обход, плутать, блуждать; говорить намеками.)

  1. Прием визуа­лизации: работа с иллюстрацией.

а) Подумайте, почему не доедет.

Гл. 1. “Вишь ты, — сказал один другому, — вон какое колесо! что ты думаешь, доедет то колесо, если б случилось, в Москву или не доедет?” — “Доедет”, — отвечал другой. “А в Казань-то, я думаю, не доедет?” — “В Казань не доедет”, — отвечал другой.

б) На иллюстрации М.Шагала укажите причины, по которым бричка не доедет до Казани. В случае затруднения воспользуйтесь предложенными учителем фрагментами текста.

Фрагменты текста:

а) Но Селифан никак не мог припомнить, два или три поворота проехал. Сообразив и припоминая несколько дорогу, он догадался, что много было поворотов, которые все пропустил он мимо. Так как русский человек в решительные минуты найдется, что сделать, не вдаваясь в дальние рассуждения, то, поворотивши направо, на первую перекрестную дорогу, прикрикнул он: “Эй вы, други почтенные!” — и пустился вскачь, мало помышляя о том, куда приведет взятая дорога.

б) “Хитри, хитри! Вот я тебя перехитрю! — говорил Селифан, приподнявшись и хлыстнув кнутом ленивца. — Ты знай свое дело, панталонник ты немецкий!.. Ну, ну! Что потряхиваешь ушами? Ты, дурак, слушай, коли говорят! Я тебя, невежа, не стану дурному учить. Ишь куда ползет!.. У, варвар! Бонапарт ты проклятый!.. Ты думаешь, что скроешь свое поведение. Нет, ты живи по правде, когда хочешь, чтобы тебе оказывали почтение”.

в) “Что, мошенник, по какой дороге ты едешь?” — сказал Чичиков. — “Да что ж, барин, делать, время-то такое; кнута не видишь, такая ­потьма!”

г) “Потому что пора наконец дать отдых бедному добродетельному человеку … потому что обратили в лошадь добродетельного человека, и нет писателя, который бы не ездил на нем, понукая и кнутом и всем чем ни попало… Нет, пора наконец припрячь и подлеца. Итак, припряжем подлеца!”

в) Определите символическое значение образа дороги, брички, героев и запишите эти значения на иллюстрации. Какой видит Россию автор? Почему в качестве опоры была выбрана иллюстрация М.Шагала?

  1. Превращение чичиковского экипажа в птицу-тройку.

Графически изобразите в тетради птицу-тройку. Какое направление ее движения? Почему бричка становится птицей?

  1. Прием визуализации: смысловая схема текста.

Учитель называет представленный в тексте “Эх, тройка! Птица-тройка…” факт. Учащиеся заполняют блоки смысловой схемы текста: “Кто? Что?” (лица и объекты, к которым относится информация текста); “Проблемы” (обусловленные приведенными фактами); “Решение” (варианты действий человека во избежание негативных последствий); “Последствия” (варианты развития события при невмешательстве человека в фактические обстоятельства).

  1. Прием визуа­лизации: работа с видеофрагментом и текстом.

Учитель предлагает посмотреть видеофрагмент “Куда несешься, Русь?” из кинофильма режиссера М.Швейцера “Мертвые души” (1984 год).

Почему режиссер фильма вводит образ крестьянской девочки, крепостной Коробочки, в заключительном кадре фильма?

Согласны ли вы с такой интерпретацией финала поэмы?

Татьяна АМБРУШКЕВИЧ,
учитель русского языка и литературы гимназии Осипович,

учитель-методист, член клуба “Хрустальный журавль”