Образовательные новации — 2018

- 11:11Актуально, Апошнія запісы

Под таким названием на сайте БелТА прошла онлайн-конференция министра образования Республики Беларусь Игоря Васильевича Карпенко

Министр образования рассказал об особенностях предстоящей вступительной кампании и корректировке планов набора, новациях в профессиональном образовании и профильной подготовке школьников, о перспективе организации независимой аттестации школьников за 9 класс и комплексного общеобразовательного теста за курс средней школы, ответил на вопросы корреспондентов и посетителей сайта БелТА.

Корр. БелТА:

На последнем республиканском педсовете обсуждались концептуальные подходы к развитию системы образования на краткосрочный (до 2020 года) и долгосрочный (до 2030-го) периоды. Какие позиции закреплены в этом документе? Когда состоится переход на всеобщее среднее образование, который считается одной из главных его новаций?

И.В.Карпенко:

Республиканскому педсовету предшествовала большая работа на местах в конкретных учреждениях образования, регионах. Это не только поездки туда министра образования, но и участие в итоговых коллегиях в соответствующих органах управления образованием на местах, встречи с общественными формированиями, например, с Советом ректоров, Советом директоров профессионально-технических и средних специальных учебных заведений, директорами школ, гимназий. Почему мы вообще вышли на педсовет с таким документом, как концептуальные подходы к развитию системы образования? Потому что нужна была своеобразная дорожная карта или план действий по совершенствованию системы образования. Понятно, что система сложилась, она устоялась, проверена временем. Но, как и любая система, она должна развиваться с учетом тех изменений, которые происходят вокруг нас.

Концептуальные подходы обсуждались с профессионалами. Обсуждались, кстати, и с общественным советом по вопросам образования в Беларуси. В этих концептуальных подходах прописано, что мы будем делать до 2020 года, а также обозначены перспективные стратегические направления до 2030 года. Этот документ направлен во все регионы.

Что касается обязательного общего среднего образования, не надо задавать вопрос, когда мы к этой системе перейдем, потому что де-факто мы уже в ней. Уже сегодня практически нет выпускников учреждений образования, которые бы не имели общего среднего образования. Даже те, кто после 9 класса, после базового образования идут в систему профтехобразования или среднего специального образования на ряд специальностей, еще ко всему прочему осваивают программу общего среднего образования. То есть фактически мы эту норму должны закрепить. Законодательно в новую редакцию Кодекса об образовании мы ее заложили. У нас есть система экстерната, то есть возможность сдачи экзамена за курс общей средней школы. Есть обучение по программе общего среднего образования в системе ПТУ и ССУ.

Фактически мы сегодня готовы к тому, чтобы не просто заявить, а уже де-юре закрепить позицию перехода на всеобщее среднее образование. Кстати, не каждая страна может себе это позволить. В Советском Союзе в свое время эта норма была закреплена. Мы в суверенной Беларуси закрепили норму обязательного базового образования, то есть 9 классов. Сейчас фактически готовы к тому, чтобы юридически закрепить норму о переходе к всеобщему среднему образованию.

Корр. БелТА:

В Беларуси разрабатываются новые подходы к формированию прогноза подготовки кадров в вузах под потребности экономики и социальной сферы. Что конкретно планируется изменять? Изменится ли количество вузов в стране с учетом того, что на республиканском педсовете предлагалось провести их оптимизацию? Сколько времени потребуется на то, чтобы в целом в систему образования внедрить такой же подход, как при подготовке медицинских работников, когда специальности в вузах и колледжах не дублируются, а дополняют друг друга?

И.В.Карпенко:

Система прогнозирования кадровых потребностей экономики постоянно совершенствуется. С учетом вступления в силу постановления правительства “О некоторых вопросах прогнозирования потребности экономики в кадрах” координацию деятельности в этом направлении на 5-летний период по профессионально-квалификационным группам будут осуществлять Министерство труда и социальной защиты совместно с Мини­стерством экономики. Минэкономики будет ежегодно разрабатывать демографический прогноз на 5-летний период по республике, областям и городу Минску, а Минтруда и соцзащиты — прогноз баланса трудовых ресурсов, который предоставит Министерству образования, иным учредителям учреждений образования для использования этой информации при формировании контрольных цифр приема в учреждения высшего, среднего специального, профессионально-технического образования.

В соответствии с Концептуальными подходами к развитию системы образования, принятыми по итогам последнего республиканского педагогического совета, Министерство образования работает над упорядочением образовательной деятельности сети учреждений высшего образования. Речь идет о сокращении количества специальностей, которые не соответствуют основному направлению деятельности конкретного вуза, исключении дублирования подготовки по одним и тем же специальностям в разных вузах, оптимизации филиалов вузов и сокращении времени подготовки на заочной форме получения образования. В то же время уменьшать количество вузов в ближайшее время не планируется.

Что касается совпадения отдельных специальностей в учреждениях высшего и среднего специального образования, то нужно понимать, что при завершении обучения выпускники вузов и ссузов получают разную квалификацию. Например, обучаясь по специальности “Технология машиностроения”, выпускник вуза получает квалификацию “инженер”, а ссуза — “техник”. При этом в вузах вводится сокращенная форма получения выс­шего образования, которая сокращает срок подготовки после окончания ссуза.

Светлана Леонидовна Наганова, Минск:

Уважаемый Игорь Васильевич! Когда в Кодексе об образовании в Республике Беларусь будут прописаны квоты для поступления в вузы и ссузы детей-инвалидов и инвалидов? Наша страна подписала Конвенцию о правах инвалидов. Дети-инвалиды и инвалиды нуждаются в дополнительной защите и поддержке, это осознают во всем мире. В российские вузы можно поступать на общих основаниях с россиянами, но квоты для наших инвалидов и там тоже не предусмотрены, а российские инвалиды имеют квоту 10%. И в Украине прописаны квоты для инвалидов. Когда можно ждать решения вопроса о квотировании мест при поступлении в вузы и ссузы?

И.В.Карпенко:

В новой редакции правил приема, которые должны быть утверждены указом президента, мы закладываем норму преимущественного права на зачисление при равной общей сумме балов для инвалидов I и II групп и детей до 18 лет. Но здесь надо учитывать и такой момент, как медицинские противопоказания для тех или иных специальностей, т.е. не каждый человек с ограниченными возможностями может поступать на определенную специальность. Мы такую норму предусматриваем.

Что касается квот, то эта тема требует специальной дополнительной проработки. Пока сегодня говорить об этом рано, но вместе с тем, понимая, что есть много вопросов от граждан, думаю, что дадим соответствующее поручение проработать эту тему в рамках работы над правилами приема. Хочу подчеркнуть, что над ними мы работаем ежегодно.

Государственная комиссия, которая контролирует ход вступительной кампании, дает оценку и рекомендации по совершенствованию правил приема. Министерство образования также мониторит ее ход, и по результатам кампании этого года мы рассмотрим вопрос квотирования мест для детей-инвалидов и инвалидов.

Инна Викторовна, Минск:

Каким будет комплексный общеобразовательный тест, который, как планируется, будут сдавать наши дети за курс средней школы? Будет ли он организован как ЦТ или предлагаются какие-то другие формы? Планируется ли в связи с этим менять перечень предметов, по которым школьники будут сдавать этот тест?

И.В.Карпенко:

Комплексный общеобразовательный тест — условное понятие. В чем вопрос? В том, что сегодня форма аттестации за курс средней школы не соответствует форме аттестации при поступлении в высшие учебные заведения. Раньше, если мы писали в школе сочинение, четко знали, что при поступлении в вуз тоже будем писать сочинение. А сейчас получается так: я пишу изложение, пишу контрольную работу по математике в школе, а при поступлении в вуз сдаю тесты — совершенно другая форма аттестации. Поэтому для нас очевидно, что форма выпускного экзамена за курс средней школы должна соответствовать форме поступления в высшее учебное заведение. Поэтому мы ведем разговор, назовем его условно, об общеобразовательном тесте. Может, это будут два теста. Сейчас эти вопросы отрабатываются специалистами ИРО, НИО и АПО вместе с педагогической общественностью. Это может появиться к 2020 году.

Марина Игнатьевна, Минск:

Как будет меняться учебная программа в гимназиях? Насколько я понимаю, чтобы сделать ее как в обычных школах, количество часов на изучение учебных предметов будет сокращаться. Но не снизит ли это общий уровень качества образования в гимназиях? Что планируется сделать для того, чтобы дети, у которых уже в 9, 10 лет есть ярко выраженные способности к математике, языкам, могли их развивать?

И.В.Карпенко:

Это неправильная трактовка. Кстати, на республиканском педсовете как раз шла речь о том, что нужно создать равные условия, чтобы и в школах дети могли изучать дисциплины на повышенном уровне. Сегодня в гимназиях и средних школах используются одинаковые учебные программы по всем учебным предметам. В 10—11 классах и в гимназиях, и в средних школах предусмотрена возможность изучать учебные предметы на базовом и повышенном уровнях.

Отличительной особенностью учебного плана гимназий является большее количество часов на изучение иностранного языка (на 2 ч) в 5—9 классах. И никто не планирует исключать эти дополнительные 2 часа из учебного плана гимназий. Более того, для создания равных условий получения общего среднего образования мы планируем средним школам также предоставить возможность отводить 5 часов на изучение иностранного языка в 5—7 классах. Кроме этого, мы расширяем возможности использования этих 5 часов для школ и гимназий: с 8 класса они могут использоваться не только на иностранный язык, но и для изучения других учебных предметов на повышенном уровне.

Для развития способностей детей учебным планом во всех классах предусмотрены часы на проведение факультативных занятий, а также возможны занятия в объединениях по интересам (кружковая работа).

Елена, Полоцк:

Не слишком ли поздно начинать изучать предметы на повышенном уровне только после 9 класса? Если у ребенка ярко выраженные способности к тому или иному предмету, будет ли у него возможность заниматься дополнительно?

И.В.Карпенко:

Профильному обучению предшествует допрофильная подготовка учащихся на второй ступени общего среднего образования. Начиная с 5 класса учащимся предлагаются системные факультативные занятия по учебным предметам, к которым учащиеся проявляют интерес. Это позволяет более полно учитывать познавательные интересы, способности учащихся и способствует мотивированному выбору профиля обучения. В дальнейшем допрофильная подготовка помогает профессиональному самоопределению учащихся, выбору ими дальнейшего образовательного пути — продолжить учебу в 10, 11 классах среднеобразовательной школы либо в учреждении профессионально-технического или среднего специального образования. Кроме того, с 2018/2019 учебного года будет предусмотрена возможность изучения предметов на повышенном уровне как в школах, так и в гимназиях на второй ступени общего среднего образования.

Илья Александрович Кайгородов, Минск:

Читал в новостях, что в этом году в вузах существенно снизится набор на юридические и экономические специальности, а на машиностроительные, сельскохозяйственные и IT — увеличится. Хотел бы подробнее узнать насчет IT-специальностей. Увеличится количество бюджетных мест или платных? В каких вузах увеличится набор?

И.В.Карпенко:

Естественно, мы перераспределяем цифры приема в пользу тех специальностей, которые более востребованы экономикой. После подписания главой государства соответствующих документов о развитии IT-страны, IT-экономики, естественно, система образования не может находиться в стороне. Мы отслеживаем потребность рынка труда, работаем во взаимодействии с Министерством экономики, Министерством труда и социальной защиты. Понятно, что количество мест на IT-специальности в определенных учебных заведениях будут увеличены — как на бюджетную, так и на платную форму обучения.

Вместе с тем мы хотели бы эту тему более серьезно обсудить. В ближайшее время, где-то в начале апреля, проведем совместную коллегию Министерства образования и Министерства связи и информатизации, пригласим руководство Парка высоких технологий, ректоров соответствующих вузов, директоров средних специальных учебных заведений, где открыты IT-специальности. Цель — обсудить не только цифры приема, не только подходы к формированию потребности в таких кадрах, но и посмотреть на содержание этого образования. Причем не только высшего и среднего специального, но и содержание общего среднего образования.

Например, у нас есть курс информатики. Уже сегодня мы не успеваем готовить печатную версию учебника. Частично перешли на использование его электронной версии. Да, какие-то сигнальные варианты должны быть в школе и в печатном виде. Вместе с тем мне кажется, надо содержательно посмотреть, что в целом мы даем в курсе информатики. Может быть, надо сформировать перечень каких-то компетенций, которыми должен владеть учащийся, изучив курс по этому предмету в средней школе. А какие источники, какие дополнительные пособия использовать, чтобы сформировать компетенции, — это отдать на откуп конкретным учителям в конкретных учреждениях образования. И через их методические объединения поддерживать содержательное качество такого образования. Мы эти вопросы, конечно же, обсудим.

Цифры приема будут доведены до общественности до 1 апреля текущего года. На каждом сайте высшего учебного заведения, учреждения среднего специального образования вы сможете увидеть цифры приема на все специальности, не только в сфере IT. Это касается как бюджетной формы обучения, так и платной.

Елена Воронец, Бешенковичи:

Появятся ли в старших классах уроки труда? Какие навыки будут получать там школьники?

И.В.Карпенко:

Трудовое обучение — учебный предмет, позволяющий ученикам применять знания, полученные на уроках, в повседневной жизни постоянно. На уроках по предмету у учащихся формируется опыт общетрудовой, хозяйственно-бытовой деятельности, что, несомненно, способствует их социализации и подготовке к выполнению социальных ролей хозяев дома. Кроме того, школам предоставлена возможность проводить факультативные занятия по трудовому обучению, организовывать общественно полезный труд с учащимися.

Что касается вопроса трудового обучения старшеклассников, то и сегодня в 10—11 классах может реализовываться образовательная программа профессиональной подготовки рабочих (служащих), целью которой является предоставление учащимся возможности получить первичные навыки по определенной профессии, иметь возможность убедиться в правильности своего профессионального выбора, а учреждениям профессионально-технического образования получить подготовленных абитуриентов.

С нового учебного года школам будет предоставлена возможность вводить дополнительные часы на трудовое обучение для старшеклассников с целью их подготовки по ряду профессий. Таким образом, сочетание учебных занятий по трудовому обучению, проведение воспитательных мероприятий и проф­ориентационная работа дают максимальный эффект в профессиональном становлении учащихся, оказании им помощи в выборе оптимального вида занятости в будущем.

Труд в школе — это отличный подготовительный этап к жизни. Трудовое обучение должно присутствовать в школе, так как его польза очевидна. Добавлю, в ст.150 п.13 новой редакции Кодекса об образовании содержится такое понятие, как общественно полезный труд, причем как форма организации образовательного процесса. Еще на педсовете мы договорились, что вернем это понятие, и мы его вернули.

Также есть постановление Министерства образования № 283, где записано “правядзенне грамадска карыснай працы з разлiку 1 вучэбная гадзiна на тыдзень у III—VIII класах i 2 вучэбныя гадзiны на тыдзень у IX—XI класах”. То есть эта норма у нас тоже заложена. Нормативно, законодательно мы подготовлены к тому, чтобы не возникало вопросов, нужен ли общественно полезный труд в системе общего среднего образования. Касательно старших классов, там мы будем делать упор в первую очередь на допрофессиональную и профессиональную подготовку будущих выпускников. Особенно это будет касаться тех, кто пойдет в общеобразовательные классы без повышенного уровня изучения тех или иных предметов. Выпускники смогут осваивать какую-либо профессию, специальность, по которой смогут пойти работать, либо продолжат обучение в системе профтехобразования или среднего специального после 11 класса. Сейчас такой нормативный документ нами отработан, это постановление правительства, которое сейчас проходит согласование со всеми заинтересованными министерствами. У нас сегодня такая форма есть: чуть больше 7 тысяч учащихся занимаются по такому направлению, но потребовалось создание единого нормативного подхода для того, чтобы единообразно применить эту норму на всей территории Беларуси.

Т.А.Бергель:

Что будет представлять собой независимая аттестация школьников за 9 класс? Будет ли она проводиться в форме тестирования, и если да, то по каким предметам? Интересно также, кто и где будет ее проводить: свои учителя в родной школе или проходить аттестацию дети будут вне ее стен?

И.В.Карпенко:

Как один из вариантов проведения независимой итоговой аттестации рассматривается аналог республиканских контрольных работ, которые проведены в марте этого года по математике и географии. Учащиеся выполняли их в своих учреждениях образования по текстам Министерства образования, а проверку осуществляли независимые комиссии на районном и областном уровнях и в городе Минске. Сейчас мы анализируем результаты, плюсы и минусы механизма проведения контрольных работ. Выводы будут учтены при организации и проведении независимой аттестации.

Предполагается, что независимая аттестация по завершении обучения в 9 классе будет введена после полного перехода на обновленный типовой учебный план общего среднего образования, который произойдет в 2019/2020 учебном году. Напомню, что в 2017/2018 учебном году по обновленному учебному плану образовательный процесс осуществляется в 1—3, 5—7, 10—11 классах. В 2018/2019 учебном году на обновленный учебный план перейдут 4-е и 8-е классы, в 2019/2020 — 9-е классы.

Т.А.Бергель:

Как после введения независимой аттестации школьников планируется организовать обучение в 10—11-х классах? Означает ли это, что дети будут изучать в основном профильные предметы, к которым у учащегося на аттестации были выявлены наибольшие склонности?

И.В.Карпенко:

Введение независимой аттестации после 9 класса не повлияет на организацию обучения в 10—11-х классах. По-прежнему будут функционировать как профильные, так и базовые классы. В настоящее время зачисление в профильные классы осуществляется на основании среднего балла свидетельства об общем базовом образовании и итоговых отметок по предметам, которые учащиеся планируют изучать на повышенном уровне. После введения независимой аттестации зачисление в профильные классы будет осуществляться по ее итогам. Кто не пройдет в соответствии со своими желаниями в профильный класс, сможет продолжить обучение в базовом классе или в учреждении среднего специального или профессионально-технического образования.

Елена Воронец, Бешенковичи:

В Минске родители уже оплачивают через ЕРИП школьное питание. Оправдывает ли себя переход на безналичные расчеты? Когда таким же образом смогут оплачивать школьные обеды родители в регионах?

И.В.Карпенко:

Система безналичных расчетов за предоставленное питание в учреждениях общего среднего образования себя пол­ностью оправдывает. Родители знают, что деньги, предназначенные для оплаты питания в школе, пошли именно на эти цели. Классные руководители освобождены от сбора наличных денег и ежедневных расчетов с комбинатом школьного питания.

В соответствии с республиканским планом по осуществлению контроля за организацией питания в учреждениях общего среднего образования на 2018—2020 годы переход на безналичные расчеты за питание в учреждениях общего среднего образования должен завершиться к 2020 году. Однако в регионах планируют перейти на безналичную форму уже к 1 января 2019 года. Например, в Гродненской области на 1 января 2018 года такую форму расчетов за питание учащихся использовали в 57 школах.

Светлана, Гродно:

Что сделано для того, чтобы обеспечить повсеместное выполнение норм питания школьников, удешевить его и повысить при этом качество?

И.В.Карпенко:

То, что касается нормативной базы, методических рекомендаций, требований, различных планов, связанных с повышением качества питания в системе образования, все это есть. Мы все это отрегулировали и усовершенствовали.

Вопрос в другом. Там, где директор школы вместе с общественным контролем системно занимается питанием в своем учреждении, никаких вопросов не возникает. Там же, где это пущено на самотек, возникают вопросы. Поэтому, пользуясь случаем, обращаюсь к родителям: включайтесь в так называемый общественный контроль. Ничего не будет плохого в том, если представитель родительского комитета будет работать и в составе бракеражной комиссии, и в составе комиссии по контролю за качеством общественного питания в конкретном учреждении образования. Родители тогда смогут принять участие и в составлении меню. Нужно все это отрегулировать.

Это ненормально, когда я как министр приезжаю в учреждение образования, смотрю, а из салатов ничего нет, кроме горошка, который потом майонезом заправляется. Это форменное безобразие. Но мы же не можем приехать в каждую школу и проконтролировать, поэтому я прошу, чтобы родительская общественность подключилась. Все, что было необходимо отрегулировать на законодательном и нормативно-правовом уровне, мы отрегулировали. Есть соответствующие поручения главы государства, правительства, есть соответствующие нормы, нормативные базы, в том числе и по ценообразованию, методология отработана Министерством антимонопольного регулирования и торговли.

Здесь важно еще понимать, что норму на питание мы устанавливаем централизованно. Эта финансовая норма должна обеспечивать натуральные нормы по меню. Сейчас мы проводим мониторинг в учреждениях образования. Он показывает, что там, где действительно этим вопросом системно занимаются, есть результат.

Конечно, есть вопросы по материально-технической базе, и за 1—2 дня эту проблему не решить. Вместе с тем у нас есть программа совершенствования и модернизации пунктов питания в разрезе каждого региона. Постепенно мы будем обновлять технологическое оборудование, ремонтировать помещения. Но порядок и санитарные нормы должны соблюдаться и в пока не модернизированных столовых. Качество питания должно быть обеспечено.

Владислав, Брест:

Игорь Васильевич, какое место, по вашему мнению, в жизни современной молодежи занимает спорт, ведь это важная составляющая здорового образа жизни, о котором мы так много говорим? Насколько в республике развито студенческое спортивное движение?

И.В.Карпенко:

Наверное, невозможно представить систему образования без развития физической культуры, спорта и здорового образа жизни. Это неотъемлемая часть образовательного процесса. Ведь это не только учебные занятия, но и целая система спортивных мероприятий.

Еще в 2012 году была создана Белорусская ассоциация студенческого спорта. Сейчас это общественное объединение возглавляет Александр Богданович — олимпийский чемпион по гребле, человек авторитетный, узнаваемый в международных спортивных кругах. Как председатель ассоциации он наделен серьезными полномочиями, в частности, является членом коллегии Министерства образования и может поднимать на уровень министра любые вопросы по деятельности ассоциации. Сегодня Белорусская ассоциация студенческого спорта положительно воспринимается на международной арене, Всемирной федерацией студенческого спорта.

Конечно, мы постоянно совершенствуем работу по развитию студенческого спорта в системе высшего образования. Так, совместно с Министерством спорта и туризма, МАРТ, Министерством здравоохранения разработали и утвердили программу развития студенческого спорта. Пересматриваем форматы работы. До 2020 года мы должны завершить закрепление за вузами команд по игровым видам спорта. Сейчас, например, рассматривается вопрос создания хоккейной команды на базе Полесского государственного университета, где есть соответствующая база, а также женской баскетбольной команды в БГУ.

Большое внимание уделяем популяризации и широкому освещению студенческих соревнований республиканского уровня. Например, финальные матчи чемпионата Беларуси среди студентов по баскетболу во Дворце спорта впервые транслировались на спортивном телеканале “Беларусь-5”. Кроме этого, планируем подключить к Ассоциации студенческого спорта и учреждения среднего специального образования, таким образом расширив вовлечение молодежи в мероприятия спортивной направленности.

Еще один важный момент — развитие массовой физкультуры и спорта в системе образования в целом, начиная с детского сада и заканчивая уровнем высшего образования. Например, совместно с Белорусской федерацией биатлона мы проводим отбор талантливых школьников для последующего их зачисления в детско-юношеские спортивные школы, где они могут достигнуть более высокого уровня. И эту работу будем совершенствовать.

В данном вопросе мы нашли четкое взаимопонимание со стороны нового министра спорта и туризма и первого вице-президента Национального олимпийского комитета. Хотелось бы также подчеркнуть важность привлечения в Беларусь масштабных спортивных студенческих соревнований. Ведь это не просто популяризация спорта, но и заполнение нашей спортивной инфраструктуры. Кстати, мы также получили право на проведение студенческого чемпионата мира по гребле на байдарках и каноэ.

С.С.Трефилов, Минск:

Каких новаций стоит ожидать абитуриентам-2018 и абитуриентам-2019? Уже говорят о ряде изменений во вступительной кампании: изменения в методиках оценки ЦТ, повышение нижнего порога баллов на ЦТ, введение по отдельным предметам профессионально-педагогических собеседований, корректировки в цифрах приема и специальностях и так далее.

И.В.Карпенко:

Что касается пороговых цифр приема, они уже изменены. Соответствующее постановление Министерства образования определило, какие отметки будут приравнены к неудовлетворительным по результатам ЦТ в 2018 году.

Возможно, в будущем мы перейдем к новой методологии оценки тестовых испытаний при поступлении в высшие учебные заведения. Сегодня используется методология рейтинга. Многие учащиеся школ, а в будущем абитуриенты, их родители, а иногда и сами учителя не понимают, как выпускник, который имеет “8” по математике и, по идее, должен получить 80 баллов (или хотя бы 70—75) при вступительном испытании, по тесту вдруг получает 45 баллов. Возникают вопросы. Рейтинг выводится специальной компьютерной программой, это очень сложный механизм. С точки зрения рейтинга, как раз эти 45 баллов могут соответствовать оценке выпускника за курс общей средней школы, но людям это непонятно.

Сегодня в мире существуют и другие методики. Мы их внимательно изучили, в том числе наших ближайших соседей. Республиканский институт контроля знаний разработал новую методологию оценки тестов ЦТ. В текущем году на эту методологию пока переходить не будем — нужно ее опробировать, например, параллельно в режиме эксперимента вместе с действующей методикой. Мы посмотрим, насколько она успешна в рамках конкретной вступительной кампании. Правительством поставлена задача: оценка знаний должна быть понятна любому выпускнику школы, любому учителю, родителям. Чтобы выпускник смог оценить, насколько качественно сработала школа и насколько он подтвердил свои знания при поступлении в высшее учебное заведение.

Если говорить в целом о правилах приема, мы сейчас выполняем поручение правительства, Администрации президента и фактически завершили разработку проекта указа об утверждении правил приема в новой редакции. Скорее всего, большинство планируемых новаций коснутся вступительной кампании 2019 года. Поэтому сегодня абитуриентам не стоит волноваться, что что-то неожиданное вдруг выплывет во вступительной кампании.

Какие это могут быть новации, что мы сегодня рассматриваем? Например, сроки регистрации абитуриентов для участия в ЦТ. Думается, что это надо перенести в компетенцию правительства, а не устанавливать в указе. Это чисто техническая норма, и она может изменяться в зависимости от потока абитуриентов, от их числа, количества выпускников школ и т.д.

Далее это касается требований о наличии стажа работы не менее 10 месяцев в должности или по профессии либо занятия предпринимательской деятельностью для лиц, имеющих общее среднее образование, при поступлении для получения образования в заочной или вечерней форме. То есть раньше выпускник школы мог поступать на заочную форму, но в будущем планируется ввести обязательное требование о стаже работы. Если абитуриент не поступил на стационар, он идет работать. Отработав 10 месяцев, может, продолжая работать, претендовать на заочное образование.

Также идет речь о проведении для абитуриентов, поступающих на специальности, которые требуют наличия особых практических навыков, дополнительного вступительного испытания в учреждениях высшего образования. Есть специальности, по которым нужно проверить какие-то навыки, допустим, по иностранному языку. Недостаточно сдать тест, надо еще посмотреть, насколько человек владеет устной речью, насколько у него грамотное произношение. Возможен и такой экзамен. Перечень специальностей будет определяться Министерством образования. Это будет тоже известно заранее, будут разработаны программы таких вступительных испытаний и формы контроля, чтобы избежать злоупотреблений. Это не значит, что по всем специальностям так будет, но по некоторым — возможно.

По ряду специальностей может появиться так называемое предварительное профессионально-психологическое собеседование. Например, при поступлении на специальности, требующие наличия особых управленческих навыков. Опять же перечень специальностей будет установлен соответствующим постановлением и об этом будет известно заранее.

Мы планируем предусмотреть возможность целевой подготовки специалистов с высшим образованием по отдельным востребованным экономикой специальностям для организаций независимо от их места нахождения. Сегодня целевое направление могут давать организации, находящиеся исключительно в определенных населенных пунктах. В то же время наблюдается тенденция, когда даже в областных городах иногда не хватает специалистов того или иного профиля. Мы здесь могли бы более эффективно использовать механизм целевой подготовки, когда конкретное предприятие заказывает подготовку определенного специалиста. Это и связь предприятия с конкретным учреждением образования, это и предоставление рабочего места, это и выделение определенного социального пакета и т.д.

Кроме этого, мы немного упорядочим систему льгот при поступлении. Так, перечень лиц, имеющих преимущественное право на зачисление при равной общей сумме баллов, будет дополнен. Речь идет, в частности, о гражданах, прошедших срочную военную службу и службу в резерве. То есть при прочих равных условиях они будут иметь возможность преимущественного зачисления. Инвалиды I и II групп, дети-инвалиды тоже получат при прочих равных преимущественное право зачисления. Это же касается абитуриентов, которые имеют профессионально-техническое образование и стаж работы по избранному профилю (направлению) образования не менее 1,5 года на дату подачи документов в приемную комиссию учреждения высшего образования. Это будет стимуляция, чтобы абитуриенты выбирали совершенно разные форматы движения: необязательно через профильный класс общего среднего образования, можно через профтехобразование, когда есть возможность поработать в системе, ощутить на себе профессию и пойти по этому профилю на более высокий уровень образования, при этом получать определенную льготу.

Так как отдельные нормы потребуют от абитуриентов дополнительной подготовки (дополнительного вступительного испытания для лиц, поступающих на требующие наличия особых практических навыков специальности), наличия трудового стажа (для поступления на заочную, вечернюю форму), предполагается, что эти изменения могут вступить в силу не ранее 2019 года. Еще раз повторю, что каких-то неожиданностей в этом году ждать не стоит. Программы вступительных испытаний есть, требования прописаны, цифры приема к 1 апреля обнародуем. Надо готовиться.