Ведущая рубрики — директор столичной гимназии № 1 имени Ф.Скорины Наталия БУШНАЯ
В преддверии нового года (а у педагогов, как известно, новый год наступает дважды) по традиции хочется оглянуться назад и с позиции времени посмотреть на путь, который довелось преодолеть. Уверена, такая ретроспектива необходима каждому, кто настроен на созидание. Развитие как организации, так и каждой личности предполагает выявление проблем, требует осознания задач и определения путей и средств их решения.
Ориентирами в нашей работе в уходящем учебном году выступили объявленные Президентом страны Год исторической памяти (2022) и Год мира и созидания (2023). Конкретные задачи воспитания молодого поколения на уважении героического прошлого, исторической правды и ценностном отношении к нашему настоящему были поставлены перед обществом, и прежде всего перед образованием, Президентом Республики Беларусь и в Послании белорусскому народу и Национальному собранию.
Важной стала и подготовка выпускников школы к новой форме итоговой аттестации. Результаты централизованного экзамена показали, что наша система общего среднего образования справилась с этой задачей. Позволю себе дать оценку организации этого нового для нас процесса с позиции человека, который находился внутри него. Процедура экзамена и подготовка к нему на всех уровнях, в том числе и в университетах, выступивших базами ЦЭ, были проведены слаженно и в системе. Общение с выпускниками, педагогами, законными представителями показало удовлетворенность всех заинтересованных субъектов как организацией данного процесса, так и уровнем сложности предложенных на ЦЭ заданий. Выпускники отмечали, что задания были посильные, но не элементарные. Среди обладателей сертификатов с высокими баллами не было ни одного, кто получил их случайно. Высокому результату предшествовала системная и серьезная подготовка, которая была проведена педагогами учреждений общего среднего образования. Мы увидели объективную картину качества обученности выпускников школ. Можно с уверенностью утверждать, что этот экзамен успешно сдали не только выпускники школ, но и их педагоги. Радует тот факт, что в целом по стране — незначительное число неудовлетворительных результатов. Полагаю, это те учащиеся, которым следовало после девяти классов выбрать образовательную траекторию, связанную с получением рабочей профессии.
Мои наблюдения показывают, что выпускники школ все меньше обращаются к услугам репетиторов. Сегодня у выпускников и, что немаловажно, их родителей формируется понимание того, что прозрачность требований, ответственное отношение к результатам своего учебного труда, правильный выбор профиля обучения, ресурс факультативных и стимулирующих занятий позволяют заработать высокие баллы без помощи извне. Выпускная кампания этого года продемонстрировала доступность общего среднего образования, объективность оценки знаний выпускников, равные условия для всех, направленность на мотивированный выбор выпускниками будущей профессии. Показателен пример: суперрезультат выпускника Межисетской средней школы Могилевской области, который набрал 400 баллов… Собеседования с выпускниками, которые сдавали внутренний университетский экзамен, продемонстрировали удовлетворенность форматом его проведения и уровнем требований к экзаменационным материалам. Поэтому есть серьезное основание заявить, что наш первый блин, т.е. первый централизованный экзамен, не был комом. Но значительное количество самых высоких баллов не должно успокаивать — в тестах ЦЭ отсутствовали задания пятого уровня. Думаю, в недалеком будущем задания этого уровня появятся. А чтобы каждый абитуриент с высокими баллами получил студенческий билет белорусского университета, необходимо объединить усилия педагогических коллективов учреждений общего среднего и высшего образования. Эту задачу нам предстоит решать вместе.
Дойти до каждого ученика
Продолжая традиции, которые были сформированы в Год исторической памяти, мы уделили серьезное внимание патриотическому воспитанию. Год мира и созидания обозначил перед школой новые задачи, направленные на единение всех участников образовательных отношений. Поэтому мы ориентируемся на коллективно значимые дела, которые выступают важным и эффективным средством воспитания социально активной личности. Наши диалоговые площадки, флешмобы, проекты и акции патриотической и духовно-нравственной направленности — все это получило развитие в уходящем учебном году.
Но как же важно, чтобы эти события школьной жизни не стали просто красивой картинкой в Telegram-канале или на сайте школы, а тронули сердце и душу его участников!
Мне вспомнилось высказывание одного из спикеров на встрече с активом нашей столицы. Суть его такова: не следует тратить впустую свои ресурсы, чтобы убеждать убежденных. Чего греха таить, порой мы тоже вовлекаем в реализацию самых разных проектов одних и тех же учащихся. Формализм в воспитании с красивым отчетом о проведенном мероприятии наносит не меньший ущерб, нежели отсутствие работы! Вот нам и задача на будущее, очень непростая задача — дойти до каждого обучающегося.
Мир в семье и на улице, согласие белорусов, независимость страны — ключевые слова Послания Президента. Это, на мой взгляд, определяет задачу нового учебного года — повышение роли семьи в воспитании юных граждан страны. Но воспитывать можно по-разному. Можно воспитать потребителя того, что создано другими. Кстати, эта задача решается легко и быстро. С этим успешно справляется реклама в СМИ. А вот воспитать патриота на наших национальных ценностях и традициях — задача не одного дня и не одного ведомства. Не во всех семьях есть осознание важности этого процесса и понимание того, что уважительное отношение к учреждению, в котором учится их ребенок, к педагогам, к стране, ее историческому прошлому и достижениям современности — это залог доброго отношения детей к своим родителям. Вовлечение родителями детей в негативные оценки того, что происходит в школе и стране в целом, неизбежно приведут к потере уважительного отношения молодого поколения к своим родителям.
Это означает, что школьные родительские университеты, работа которых направлена на формирование психолого-педагогических компетенций родителей и консолидацию усилий школы и родительской общественности в воспитании юных белорусов, не утрачивают своей актуальности и в предстоящем учебном году.
Особую значимость в организации взаимодействия школы с законными представителями учащихся приобретает содержательное наполнение Telegram-каналов и школьных сайтов, ведь немало вопросов к школе со стороны родителей возникает именно по причине их слабой информированности о делах учреждения образования. Особо подчеркну, что воспитание патриота невозможно без обращения к достижениям современной Беларуси. Ведь патриотизм — это глубокое чувство, которое строится как на уважении к своей истории, своим корням, так и на ценностном отношении к настоящему своей страны и гордости за ее достижения. Полагаю, что такая направленность должна красной линией прослеживаться в воспитательной работе в предстоящем учебном году. В этом отношении сложно переоценить ту методическую поддержку, которую оказывает школам в организации идеологического просвещения учащихся пособие Сергея Мусиенко “Гордость за Беларусь”. В этой небольшой по объему книге представлены в динамике достижения самых разных сфер жизни нашего белорусского общества за последнюю четверть века.
Кто воспитает патриота
В завершение хочу напомнить коллегам одну необычайно глубокую мысль, которая прозвучала из уст нашего Президента и не оставила равнодушным каждого, кто думает о будущем своей страны. Это мысль о том, что воспитать патриота может только патриот. Согласитесь, патриотизм педагога строится, прежде всего, на уважении к своей профессии. Без уважения к самим себе, к тому делу, которому мы служим, ожидания уважения со стороны общества будут абсолютно напрасны. Учитель — профессия нравственная, а высшим проявлением нравственности выступает патриотизм. Отсюда и задачи — нести нравственные ориентиры, формировать гражданскую позицию и ответственность за свою жизнь, судьбу своей семьи и нашего Отечества. При этом не забывая в наш стремительно меняющийся век о собственном движении вперед, личностном и профессиональном развитии. Потому что, инвестируя в свою личность, педагог инвестирует в будущее страны.
С наступающим новым учебным годом, дорогие коллеги! Мира нам всем в душе и на улице, неиссякаемой энергии в нашем поистине созидательном труде!