Примерить роли: методы и приемы, повышающие интерес к французскому языку

- 14:02Образование, Портфолио, Приложение

При работе с высокомотивирован­ными учащимися использую различные методы и приемы, повышающие интерес к французскому языку.

Среди методов и форм работы на уроке, которые использую, следующие: обучение в микрогруппах, демонстрация фильма или любого материала с последующим обсуждением проблемного вопроса, составление ментальных карт, презентация материала учебника в нестандартной форме (например, с использованием ролевых игр), расширение и дополнение материала учебника информацией из дополнительных источников либо основанной на личностном опыте учащихся, коммуникативные игры, учебный проект, квесты.

Организуя работу с высокомотивированными учащимися, я столкнулась с проблемой, что не все учащиеся психологически готовы к непосредственному включению в те или иные формы работы. Поэтому полезны разминки, постоянное поощрение учеников за активную работу, предоставление возможности для самореализации. В этом помогает учебное сотрудничество. Оно развивает коммуникативные умения и навыки, способствует установлению эмоционального контакта между учащимися, приучает работать в команде, прислушиваться к мнению остальных. И еще, использование учебного сотрудничества в процессе занятий, как показывает практика, снимает нервную нагрузку учащихся, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий.

В настоящее время методистами и учителями-практиками разработано немало форм групповой работы для обучения. Наиболее известные из них — большой круг, аквариум, мозговой штурм, дебаты, проект, ролевая игра. Эти формы эффективны в том случае, если учащиеся обсуждают какую-либо проблему в целом, о которой у них имеются первоначальные представления, полученные ранее на занятиях или в житейском опыте. Кроме того, обсуждаемые темы не должны быть закрытыми или очень узкими. Ценное в этих формах то, что они позволяют ребенку не только выразить свое мнение, взгляд и оценку, но и, услышав аргументы партнера по игре, даже отказаться от своей точки зрения или существенно изменить ее.

Метод проектов способствует развитию познавательных навыков учащихся, критического и творческого мышления, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Это совместная креативная и продуктивная деятельность преподавателя и обучающихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, результатом которой является создание какого-либо продукта или явления.

Этапы работы над проектом: организационный; выбор и обсуждение главной идеи, целей и задач будущего проекта; организация работы учащихся; структурирование проекта, подбор необходимых материалов; работа над проектом; подведение итогов, оформление результатов; презентация проекта.

Ролевая игра позволяет обрести эмоциональный опыт взаимодействия с другими людьми в личностных и профессионально значимых ситуациях, установить связь между своим поведением и его последствиями на основе анализа своих переживаний, а также переживаний партнеров по общению, способствует развитию умений говорения в заданной ситуации. Роль учителя изменяется. Он становится больше наблюдателем, нежели ведущим. Акцент смещается с активной деятельности учителя на активную и самостоятельную деятельность обучающихся.

Ситуации общения берутся из реальной жизни. Исполняя определенную роль, учащийся оценивает факты и события с позиции лица, роль которого он играет. Такой вариант прекрасно подходит для развития навыка спонтанной речи — диалогической или монологической. Так, при обучении диалогической речи предлагаются диалоги к указанной ситуации (на основе сообщаемой информации), к тексту (на основе ключевых слов, по содержанию картинки или фотографии), на основе видеофильмов и презентаций, на основе имеющихся данных о ситуации (например, начало или окончание диалога, прогнозирование окончания рассказа и т.д.). Проигрывание ролей в ситуации речевого общения поможет лучше узнать взаимоотношения детей, повлиять на личностные качества учащихся, мотивацию к изучению языка.

Таким образом, внедряя учебное сотрудничество при работе с высокомотивированными учащимися, мне удается избежать закомплексованности учащихся, настроить их на победу в олимпиадах, конкурсах и конференциях различного уровня.

Метод проектов. 7 класс. Тема “В магазине”.

Цель: развитие коммуникативной компетенции учащихся.

Описание: учащиеся смотрят видеообращение французского друга, в котором друг просит рассказать о магазинах родного города. Учащиеся делятся на две команды, одна готовит презентацию проекта про магазин “Арт”, а вторая группа — про универмаг. Учащиеся подбирают материалы, оформляют ватманы, готовят презентацию проекта. Учитель предлагает видеописьмо, поработать в группе по созданию похода по магазинам в родном городе для французской подруги.

  1. J`ai une nouvelle fantastique pour vous. Hier, j`ai reçu une lettre-vidéo de notre amie française. Elle demande de l`aider. Regardez le vidéo et pensez comment nous pouvons l`aider.

https://youtu.be/md8UIOe5hSE

P: Organisez, s’il vous plaît, une petite excursion aux magasins de notre ville.

Учащиеся представляют свои мини-проекты.

Ролевая игра. 7 класс. Тема “Покупки”.

Цель: развитие умений говорения (диалогической речи).

Описание: класс делится на пары, каждая пара получает ситуацию.

Elève A. Vous êtes vendeur dans une boutique très chère. Vous aidez votre client à choisir les vêtements. Il faut toujours être aimable et poli. Vous voulez que votre client dépense beaucoup d`argent.

Elève B. Vous êtes client d`une boutique très chère. Vous essayez beaucoup de vêtements. Mais vous n`êtes pas prêt à acheter quelque chose aujourd`hui.

Или ситуацию:

Elève A. Téléphonez à votre ami et invitez –lui à l`ouverture du magasin “Produits”. Persuadez votre ami que c`est un bon magasin pour faire des achats. Utilisez l`information du tableau.

Elève B. Répondez à votre ami. Dites que vous êtes ravi de l`entendre et demandez comment ça va.  Dites que vous acceptez son invitation  à l`ouverture du magasin “Produits”. Précisez le temps et le lieu de la rencontre.

Задача учащихся — составить и разыграть диалог.

Ольга КУЗЬМИЧ,
учитель французского языка

гимназии № 1 Волковыска Гродненской области