С любовью про большую и малую Родину

- 16:39Портфолио

Первый урок «Я вырос здесь, и край мне этот дорог».

Вероника Кречик, учитель немецкого языка Большешиловичского яслей-сада — базовой школы Слонимского района Гродненской области

Цели: углубить знания учащихся о Беларуси, о малой Родине, об известных личностях, которые многое сделали для процветания своей страны; расширить круг интересов учащихся; воспитывать граждан своей страны, патриотов Беларуси.

Оборудование: иллюстративный материал, апельсин, бумажные контуры ладошек, карта-контур Республики Беларусь, портреты белорусских писателей, спортсменов, исторических личностей, сердечки, аудиозаписи с композициями о Беларуси.

Ход урока

1. Поздравительное слово учителя.

Дорогие ребята! Примите самые искренние поздравления с Днём знаний, началом нового учебного года! День знаний — праздник тех, кто учится, и тех, кто учит. От всей души желаю вам успешной учёбы, пытливости ума, креатива, любознательности, а вашим родителям — гордости за своих детей, уверенно шагающих по ступеням знаний и, конечно же, здоровья всем.

О белорусах существует такая легенда:

Бог делил между народами земли. Одним — то, другим — то. Пришли белорусы… Очень Богу понравились. Он и начал нас наделять: «Реки вам даю полные, пущи — немереные, озера — несчитанные. Жары у вас никогда не будет, но и сильных морозов — тоже. Голодать вы никогда не будете. Не уродит картошка, так уродит рожь или еще что-нибудь. А еще звери и птицы в пущах — стаями, рыба в реках — косяками, пчелы в ульях — миллионами. А травы ароматные, как чай. Не будет голода. Женщины у вас будут красивые, дети — сильные, сады — богатые, грибов и ягод — завались. Люди вы будете талантливые, на музыку, песни, стихи — способные. И будете жить да жить…»

Тема первого урока в новом учебном году называется: ««Я вырос здесь, и край мне этот дорог».

(Учитель декламирует стихотворение)

Ax, Беларусь, мая ты доля,

Мая сляза і пацалунак,

Маё ў бярозках белых поле,

Мой песнямі набіты клунак!

Нясу цябе праз далі ў далі,

Спыняюся на землях розных,

Каб скрозь пачулі і пазналі

Гамонку вёсен верб алозных.

Нясу цябе насустрач люду

У тых вачах, што мне дала ты,

У словах тых, якімі буду

Да скону марнага багатай.

Імя тваё дае мне сілы,

Хоць не хвалюся я табою —

Як пацалункам самым мілым,

Як самай горкаю слязою.//Еўдакія Лось

2. Основная часть занятия

Учитель держит в руках апельсин, сравнивает его с нашей планетой. Как апельсин делится на дольки, так планета складывается из разных стран. Вот эта долька — как раз наша Родина. Как она называется? А внутри дольки встретится что? Правильно, семечко. Это все мы — граждане страны. Гражданин — житель страны, который признает её законы (правила поведения), он любит свою страну, гордится ею, вместе с ней переживает горе и радости, старается сделать ее сильной и богатой. Чем заметен настоящий гражданин? Он любит свою семью, свой город, свою Родину. Он бережно относится ко всему живому, уважает соотечественников и иностранцев. Активно участвует в жизни общества. Бережёт и сохраняет народные традиции и обычаи.

Учитель. Продолжите фразу: «Мою Беларусь я …» (ученики продолжают фразу, на доске появляется запись:

ЛЮБЛЮ//БЕРЕГУ//УВАЖАЮ//УЧАСТВУЮ//СОХРАНЯЮ//ИЗУЧАЮ

Учитель: Посмотрите на парты, там лежат контуры ваших ладошек. Каждый человек свою Родину называет по-разному …(Отечество, Родина, Бацькаўшчына, Айчына, Радзіма) А как вы называете то место, где вы родились, выросли? Напишите, пожалуйста, на каждом пальчике названия Родины (можно и  на белорусском языке). Отложите пока в сторону ладошки.

3. Интеллектуальная игра «Пять звёзд».

Учитель. За время учёбы в школе, из рассказов родителей, из телепередач, газет и журналов вы многое узнали о родной стране. Предлагаю вам в игре поделиться своими познаниями о родной Беларуси.

Класс делится на две команды.

Ход игры (поочерёдно задаются вопросы командам, за каждый правильный ответ — 1 балл)

1 тур: Викторина

 1. Как называется столица нашей Родины? (Минск.)

2. На сколько областей поделена Республика Беларусь? (На 6.)

3. Имя знаменитого белорусского книгопечатника из Полоцка? (Франциск Скорина.)

4. Как называется основной Закон Республики Беларусь? (Конституция.)

5. Назовите имена трёх белорусов — космонавтов. (Пётр Климук, Владимир Ковалёнок, Олег Новицкий.)

6. В Болгарии это Янов день, в Венгрии — святой Ян, в Испании — Сан-Хуан, в латвии — Лиго. А как этот праздник называется у белорусов? (Купалье.)

7.Белорусский писатель, псевдоним которого является жгучим растением? (Кондрат Крапива)

8. Какой город Беларуси самый упрямый? (Барановичи)

9. Какой город Беларуси самый соленый? (Солигорск)

10.Какой город Беларуси самый светлый? (Светлогорск)

11.Какой белорусский город носит женское имя? (Лида)

12. Беларусь очень часто называют краем чего? (Лесов и озер)

13.Самое большое озеро Беларуси? (Нарочь)

14. Сколько главных рек протекает в Беларуси? Перечислите их.

(4 Двина, Днепр, Неман, Припять)

15.Какое животное из Красной книги РБ является героем многих народных сказок? (Бурый медведь)

16. Белорусская биатлонистка, трёхкратная олимпийская чемпионка 2014 года, двукратная чемпионка мира (2012 и 2013), обладательница Кубка мира 2014/15, обладательница 5 малых Хрустальных глобусов Кубка мира по биатлону, заслуженный мастер спорта Республики Беларусь.

(Дарья Домрачева)

17.Какое животное является символом Беловежской пущи? (Зубр)

18. Назовите самую крупную рыбу белорусских водоёмов. (Сом)

19. В каком городе Беларуси выпускаются самые большие автомобили в мире? (Жодино, БЕЛАЗы)

20. Назовите горючее полезное ископаемое, образующееся на болотах, широко используется в промышленности Беларуси в качестве топлива и др. целях. (Торф)

21. Назовите растение, называемое северным шёлком, золото Беларуси, его цветок украшает герб республики. (Лён)

22. Назовите цвета Государственного Флага (Красный, зелёный, белый.)

23. Самая длинная река в Беларуси? (Днепр, 690 км по Беларуси, всего 2145 км.)

24. Назовите дату государственного праздника День Независимости. (3 июля.)

2 тур: Государственный гимн.

Учащимся предлагается распечатка со словами гимна Беларуси (1 куплет и припев), но в ней имеются пропуски. Учащиеся должны заполнить все пропуски.

(во время проверки с помощью мультимедийного проектора на доске появляются слова гимна Республики Беларусь, и дети не только проверяют правильность выполненного задания, но ещё и подпевают).

3 тур «Даты в истории Беларуси»:

15 марта (День Конституции),

2 апреля (День единения народов Беларуси и России),

9 мая (День Победы),

3 июля (День независимости).

26 апреля 1986 (День взрыва реактора на ЧАЭС)

4 тур: Портретная галерея «Знаменитые люди Беларуси»

(На экране компьютера демонстрируются портреты выдающихся людей Беларуси. Дети отгадывают. За каждый правильный ответ зарабатывают 1 балл)

Ефросинья Полоцкая, Франциск Скорина, Марк Шагал, Лев Сапега, Пётр Климук, Юлия Нестеренко, Максим Мирный, Виктория Азаренко, Дарья Домрачева, Руслан Салей, Анатолий Ярмоленко, Владимир Мулявин, Янка Купала.

5 тур: Конкурс «Родная мова» (Каждой команде даётся листик со словами на русском языке, а учащиеся должны их перевести на белорусский язык)

 (для первой команды)

Ступеньки — прыступкі

Каблук — абцас

Приветствие — вітанне

Озорник — гарэзнік

Бусы — пацеркі

Заботливый — дбайны

(для второй команды)

Гордиться — ганарыцца

Осуществить — здзейсніць

Сковорода — патэльня

Кольцо — пярсцёнак

Копилка — скарбонка

Колодец — студня

Судя потому, как вы успешно справились со всеми заданиями, то о нашей большой Родине вы знаете многое, а сейчас давайте немного поговорим о малой родине.

Что вы знаете о своей малой Родине? Ответы учащихся.

А давайте я вам устрою небольшой тестик, я думаю, что вам самим будет интересно узнать: насколько хорошо вы знаете людей, с которыми вы частенько сталкиваетесь. Назовите, пожалуйста, имя и отчество:

продавцов вашего основного магазина

заведующего ФАПа

библиотекаря сельской библиотеки

повара школьнай столовой

школьных техработников

завуча школы

заведующего       почтой

Судя по всему, о малой родине вы также хорошо информированы

Учитель. Давайте вернёмся к теме нашего Урока Знаний: ««Я вырос здесь, и край мне этот дорог».

Беларусь — мая краіна!

Беларусь — мая Дзяржава!

Беларусь — мая Айчына!

Беларусі маёй слава!

Адраджаецца Дзяржава,

Абнаўляецца зямля…

Беларусі маёй слава!

Ты паплечніца мая!

  Звучит песня «Белая Русь» в исполнении Жанет. Одновременно идёт показ слайдов о Беларуси. (Показ презентации.)

О Беларуси можно говорить много, и 45 минут нам, естественно, маловато, но впереди у нас ещё целый учебный год, и мы не один раз будем говорить о тех достижениях, которые происходят в нашей республике. Давайте продолжим предложение “Я люблю Беларусь, потому что…”

Прослушиваем песню “Будзьма беларусамі” группы “Ў нескладовае”, а в это время учитель предлагает взять сердечки , которые лежат на столах и на них написать то, что учащиеся желают своей Родине и наклеивают их к фразе «Я люблю Беларусь».

В исполнении учащихся звучит песня Анжелики Агурбаш «Белая Русь» (учитель раздаёт слова учащимся).

Учитель: Думаю, наша Родина уже сейчас гордится вашими успехами, и ещё больше будет гордиться вами в будущем. Будьте достойными гражданами своей Родины, любите, защищайте, храните её!

Учащиеся крепят свои бумажные ладошки вокруг контура Республики Беларусь на доске.