Система и совокупность в математике: в чем отличие? Как помочь учащемуся это запомнить

- 13:30Образование, Портфолио

ЦЭ и ЦТ не за горами. Важно, начиная с 8 класса, к нему готовиться так, чтобы в дальнейшем оставалось только отшлифовывать навыки.

Хочу поделиться опытом своей работы о том, как можно более продуктивно и с заделом на будущее подходить к изучению темы “Системы и совокупности линейных уравнений”, изучаемой в 8 классе. Использование предлагаемой мной методики, по моим наблюдениям, способствует более осознанному восприятию материала и вызывает гораздо меньше вопросов у учащихся.

Замечено, что при подготовке учащихся к экзамену за период обучения на II ступени обучения, ЦТ или ЦЭ часто наблюдаются одни и те же ошибки: учащиеся с разным уровнем подготовки (как 9-го, так и 11-го класса) зачастую не понимают, в чем отличие системы и совокупности неравенств, поэ­тому и ответ указывают неверно; допускают ошибки при решении неравенств методом интервалов в дальнейшем. Объяснение темы “Решение систем и совокупностей линейных неравенств” в 8 классе с акцентом на отработку понимания разницы между понятиями и составление опорного конспекта-схемы помогает разобраться и запомнить алгоритм учащимся с различным уровнем подготовки. Материал прорабатывается следующим образом:

1) объяснение и составление плана (алгоритма) решения;

2) применение всех пунктов на конкретном примере (учащиеся объясняют действие, учитель сам записывает на доске под диктовку);

3) отработка алгоритма при решении заданий различного уровня сложности в группах;

4) задания “Найди ошибку”.

Данную методику применяю системно (в дальнейшем при объяснении решения систем и совокупностей квадратных неравенств методом интервалов для решения рациональных неравенств) в 9 классе. 

Примеры заданий и разбор темы можно посмотреть здесь.

Каждый учитель обладает своей отличительной методикой преподавания, но объединяет нас всех то, что мы хотим видеть наших учащихся успешными при сдаче экзаменов. Опыт преподнесения материала, объяснения и проработки данной темы таким образом дал положительные результаты у моих родителей учащихся. Надеюсь, что вопрос “В чем разница между системой и совокупностью неравенств, что писать в ответ?” не возникнет больше не только у моих учащихся, но и у ваших также.

Светлана МИЦКЕВИЧ,
учитель математики категории “учитель-методист”
средней школы № 9 Светлогорска, участник программы
“Учитель для Беларуси”