Встречное движение. Какие вопросы по сотрудничеству Беларуси и России в образовании обсудили в Ярославле

- 9:00Актуально, Образование

Какое сотрудничество в сфере образования налажено между Беларусью и Россией и над чем еще нужно работать. Эти важные вопросы представители двух стран обсудили на тематическом семинаре в Ярославле, сообщает корреспондент «Настаўніцкай газеты».

Конструктивный диалог

Мероприятие было организовано Парламентским Собранием Союза Беларуси и России в рамках постоянно действующего семинара по вопросам строительства Союзного государства. Чтобы принять в нем участие, члены белорусской делегации преодолели почти тысячу километров. Но обстоятельность и конструктивность состоявшегося диалога определенно этого стоили.

Темой семинара была обозначена практика формирования и задачи синхронизации структурно-методических систем и стандартов среднего и высшего образования в Беларуси и России. Форум собрал союзных парламентариев, представителей профильных министерств, ведомств, региональной исполнительной власти, научных и образовательных учреждений двух стран.    

— Образование — основная платформа государственности. От того, как мы воспитываем, растим, образовываем своих детей, каких готовим специалис­тов, зависят наши победы или неудачи. Те предложения, которые прозвучали в рамках работы семинара, будут тщательно про­анализированы. Надо взять все самое лучшее, рациональное, использовав во благо и Беларуси, и России, и Союзного государства. Нам важно делать шаги для того, чтобы гармонизировать законодательную базу в сфере образования, — высказал мнение замес­титель председателя Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по культуре, науке и образованию член Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Анатолий Щастный.  

Он отметил, что между Беларусью и Россией в образовательной сфере решены многие вопросы. Молодежь без ограничений может учиться в вузах соседнего государства, налажены академические обмены между преподавателями, студентами. Тем не менее есть вопросы, которые еще необходимо прорабатывать. В частности, следует шире внедрять сетевые формы взаимодействия. Одному университету сегодня сложно выполнить какой-то наукоемкий проект, нужно кооперироваться с другими вузами, и такие примеры уже есть. Так, университетами медицинского профиля Витебска, Санкт-Петербурга, Рязани и Самары создан свой биотехнологический кластер. 

Мнение о необходимости развивать научные школы и углуб­лять сотрудничество разделяет его коллега по профильной комиссии парламента Союзного государства депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Анна Старовойтова. Она отметила, что важным шагом в этом направлении стало создание Передовой инженерной школы Союзного государства. Также функционирует Зимняя школа по инженерным наукам Союзного государства, в которой в текущем году обучились 125 белорусских и 50 российских студентов.

— В белорусских учреждениях общего среднего образования открыты инженерные классы. Считаю, их учащихся также стоит приглашать в Зимнюю школу. Это поможет им лучше понять непростую профессию инженера и сделать в будущем более осознанный выбор, — отметила Анна Старовойтова.

Учащихся инженерных классов предложено включать в состав Зимней школы по инженерным наукам Союзного государства.

Стать мобильнее  

Доцент кафедры педагогических технологий Ярославского государственного педагогического университета имени К.Д.Ушинс­кого Инга Харисова в своем докладе сравнила программы подготовки будущих педагогов в вузах России и Беларуси:  

— Если анализировать содержательную составляющую стандартов, которые приняты в педвузах двух стран, мы видим только одно принципиальное отличие: в России они более укрупненные, в Беларуси — профильные. А содержание самих стандартов, принципы и подходы к подготовке педагогических кадров совпадают. У нас общее прошлое, мы смогли сохранить лучшие тенденции, и это делает позитивным настрой на перспективы синхронизации программ подготовки.

Инга Геннадьевна поделилась мнением, что нужно активизировать академическую мобильность студентов и педагогов. Опыт обмена с одним из белорусских вузов у ярославцев есть, но он не такой активный, как с другими странами СНГ, например Казахстаном.

Тему академических обменов затронула в своем докладе и ректор Белорусской государственной академии музыки Елена Куракина. Она рассказала, что их вуз имеет договоры о сотрудничестве с более 30 музыкальными учреждениями России, включая академии, консерватории, институты и университеты культуры, колледжи. Взаимодействие налажено, но есть и сложности.

— Если говорить об организации полноценной академической мобильности студентов с тем, чтобы они обучались в вузе-партнере один, два, три месяца, то возникает много пока еще не решенных вопросов. Как строить индивидуальный план, рассчитывать трудоемкость дисциплин, отбирать эти дисциплины, как защитить результат стажировки, что потом писать в зачетку и так далее. Пора разработать в рамках Союзного государства такую базу, чтобы наши студенты могли беспрепятственно учиться мастерству у своих коллег из соседней страны, — высказала мнение она.

Воспитать патриотов

Многие выступающие подчеркивали значимость взаимодействия в таком важном вопросе, как гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения, формирование у него правильных ценностных ориентиров. Работа в этом направлении в обеих странах в последнее время заметно активизировалась, и это очень позитивная тенденция. С 2022 года в российских школах каждый понедельник проходят церемонии поднятия Государственного флага и исполнения гимна, ребят приглашают на “Разговор о важном”, который по смысловой направленности созвучен с нашей белорусской “Школой активного гражданина”.

Растет число военно-патриотических клубов, объединений по интересам патриотического профиля. Актуализируются школьные курсы по истории. Как справедливо отметила в своем выступлении директор гимназии № 1 имени Франциска Скорины Минска Наталия Бушная, проблемы воспитания подрастающего поколения всегда были и будут, но решать их нужно вовремя, а в наш стремительный век необходимо работать на опережение.  

Делаются реальные шаги по сближению представителей молодых поколений двух стран. Организуется ряд совместных воспитательных мероприятий, таких как олимпиада школьников Союзного государства, туристский слет учащихся Союзного государства, слет юных экологов Беларуси и России “Экология без границ”, военно-патриотические и гражданско-патриотические смены в лагерях и многие другие. Соз­дана Ассоциация школ Российской Федерации и Республики Беларусь.  

Коллективом ученых-историков России и Беларуси начата сов­местная разработка учебных пособий. В 2020 году разработано первое пособие в серии “Россия и Беларусь: страницы общей истории” — “История Великой Отечественной войны”. В планах выпуск следующего издания этой серии, которое будет посвящено историческому периоду 1945—1953 годов. Также планируется выпуск пособия по истории Союзного государства.

Есть совместный опыт по использованию образовательных ресурсов, разработанных педагогами России и Беларуси. Подписан план действий по активизации этой деятельности.

В своем выступлении председатель Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по культуре, науке и образованию депутат Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации Николай Бурляев подчеркнул значимость работы учителей по сближению двух стран. Ведь именно педагоги воспитывают поколение, которому предстоит продолжить строить Союзное государство, защищать единые для наших народов ценности.

По итогам семинара будут разработаны рекомендации, которые направят для проработки заинтересованным структурам обоих государств. Выдвинута инициатива провести в 2025 году Педагогический совет Союзного государства, на котором педагоги Беларуси и России смогут обсудить имеющиеся проблемы и определить стратегию дальнейшего взаимодействия.

Оксана МЫТЬКО
Фото автора