Педагог Вячеслав Антипов вдохновляет ребят на самые амбициозные проекты. Вот что уже создали его ученики

- 12:08Багаж знаний

Для своих учеников педагог дополнительного образования Рогачевского районного центра технического творчества детей и молодежи Вячеслав Антипов не просто учитель, а пример для подражания. Его энергия и неиссякаемый поток идей вдохновляют ребят на самые амбициозные проекты. Подробности — в материале корреспондента “Настаўніцкай газеты”.

Вячеслав Антипов руководит кружком “Радиотехника” в школе № 5 Рогачева и “Радиоэлектроника” в центре технического творчества детей и молодежи. Он воспитал плеяду талантливых изобретателей, которые достигают прекрасных результатов: проходят обучение в детском технопарке, создают полезные вещи, а их проекты не только побеждают в республиканских и международных конкурсах.

Особенности организации работы с детьми

1. Самое главное — придумать идею. Собираемся с воспитанниками за сладким столом, устраиваем мозговой штурм. Очень хочется, чтобы дети были заинтересованы, сами предлагали что-то новенькое, а не воплощали навязанное мной. Они иногда спрашивают: “А что вы можете предложить?” Хорошо бы создать интерактивную игрушку, оснащенную датчиками, которые будут собирать информацию о реакциях и поведении ребенка с аутизмом. Дети мне: “Ну, вы и придумали! А можно что-нибудь попроще?” (Улыбается.) К счастью, идеи рождаются каждый год, хотя, казалось бы, поезд больше не придет, билеты все раскуплены. Но потихонечку ребята раскачиваются, фантазируют и находят идеи.

2. Свобода выбора. Она начинается с выбора вида деятельности ребенка. Он должен понять, интересно ли ему. Поэтому никогда не заставляю, если вижу, что у ребенка нет искорки, намерения. Мои ребята хорошо знают фразу: если делать то, что не нравится, то будет сделано плохо. Иногда разрешаю просто посмотреть, как другие работают, помочь чем-то.

3. Командная работа и преемственность. Работа над проектом может длиться не один год. При этом она зачастую ведется совместно сразу несколькими ребятами. Это дает возможность каждому из них попробовать себя в защите проекта на конкурсе. Например, два мальчика делали очередной блок питания. Эта тема очень актуальна для нашего кружка. Один дошел до республиканского уровня, потом второй модернизировал изделие, изменив систему защиты, и тоже выступил с проектом в столице. Еще одна совместная работа — стенд оповещения и управления МЧС. Двое ребят трудились над ним два года. Получилась достойная работа, занявшая в области 1-е место, а на республике — 3-е. Когда нужно было ее защищать, у одного из парней были выпускные экзамены. Тогда второй, хоть и был на два года младше, без проблем справился с защитой. Такая преемственность у нас приветствуется.

4. Многогранная и многопрофильная деятельность. Ко мне приходят школьники разного возраста. И мне необходимо для каждого подобрать дело и увлечь им. Именно поэтому я напоминаю себе жонглера, которому нужно одновременно следить за несколькими процессами. Детки помладше начинают с работы на электронных конструкторах серии “Знаток”, собираем с ними вентиляторы, элементарные схемы, учимся работать с пластиком и другими материалами. Применяем и вторсырье для создания экспонатов. Один ребенок хочет делать усилители, другой — корпус для поделки… Получается такая многогранная и многопрофильная дея­тельность. Но при этом не исключается индиви­дуальный подход.

5. Дети — хозяева в кружке. Мы с ними на равных. Так повелось, что воспитанники называют меня “дядя Слава”. Меня это не обижает, наоборот, мне приятно. Получается, что все они мои племянники. Они также отвечают за наведение порядка на рабочих местах. Как я приучаю к этому? Включаю хитрый воспитательный момент: если кто-то не убрал, значит, за ним убирают другие. И в следующий раз ребята уже сами контролируют, чтобы все было разложено по местам.

Способы заинтересовать ребенка, чтобы он остался в кружке

1. Ставка на лидерские качества воспитанников. Удержать интерес ребенка на самом деле задача не из простых. В начале моей профессиональной деятельности среди детей была конкуренция, чтобы попасть в кружок. Их глаза горели, они слушали, открыв рот, впитывали. Бывало, что мест не хватало. И мне приходилось стоять, потому что и за моим столом сидел ребенок. Это было счастье и сказка! Сейчас, не стану скрывать, намного сложнее завлечь детей, многие не готовы прилагать усилия. Но мне по-прежнему очень хочется оставаться в этой теме, организовывать коллективную работу, заниматься творческими проектами. И для себя я нашел такой выход: приглашаю ребят, которые участвуют в предметных олимпиадах, конференциях. Эти дети уже мотивированы, у них есть цели. Например, одна девочка очень хотела попасть в Национальный детский технопарк. Пришла ко мне в кружок и за два месяца на­училась паять, заняла призовое место в конкурсе профмастерства на районном и областном уровне. И да, она уже была участницей смены в технопарке. Потом пришла и сказала мне: “Дядя Слава, это одно из самых ярких событий в моей жизни. Я еще буду стремиться туда попасть!” Так воспитываются дети-лидеры, которые добиваются своей цели. И я им готов помогать.

2. Оборудование кабинета должно предоставлять возможность заниматься разноплановой деятельностью. У нас есть и электронные, и механические приборы, и измерительные инструменты, паяльное оборудование, сверлильный станок, шуруповерты, гравер. Ребята пользуются техническими конструкторами серии “Знаток”, в кабинете установлены компьютеры. Всегда есть все необходимые материалы.

3. Система бонусов. Ищем спонсоров, которые помогают делать подарки ребятам за их старания. Устраиваем сладкие столы. Меня не все поймут, но я готов приезжать за кружковцем на другой конец города в случае необходимости.

4. Объяснение сложного простыми словами. Этому меня научили мои педагоги. Например, электрический ток — большой лентяй, и он брат-близнец воды. Кстати, все законы электричества можно объяснить с помощью воды. Вот самый простой случай. Вы когда-нибудь видели ручеек, который поднимается вверх, в горку? Нет, вода всегда протекает по линии наименьшего сопротивления. Так же поступает и электрический ток.

5. Для меня мои ученики — это маленькие личности. Стремлюсь поддерживать с ними теплые отношения. Считаю, что главное — заложить фундамент человечности в ребенке, и неважно, какую профессию он потом выберет. Мы все как одна большая дружная семья. Сопровож­даю ребят на конкурсы. Раньше сидел в зале, но заметил, что только мешаю своим присутствием. Поэтому теперь, если конкурс проходит в вузе, я иду в столовую и жду их там. Когда они возвращаются, кормлю их, стараюсь отвлечь от переживаний, снять стресс шутками. Кстати, чувство юмора спасает меня и моих воспитанников во многих сложных ситуациях.

В работе с детьми я напоминаю себе жонглера в цирке, который вращает тарелочки. Постоянное движение — иначе никак.

Кружковцы о своем педагоге

Анна Сидоренко. Вячеслав Евгеньевич учит не только электронике и радиотехнике, но и жизни: как себя правильно вести, куда поступать, как заинтересовывать людей, чтобы они хотели работать с тобой… На занятиях дети его называют “дядя Слава”, что говорит о том, как ученики его любят. Это очень великодушный и харизматичный человек. Он умеет объяснение серьезных научных тем превратить в увлекательное представление с использованием ярких жизненных примеров, понятных детям. Он всегда готов помочь в трудную минуту, несмотря на свой плотный график и важные дела. Когда учитель поддерживает тебя, всегда хочется возвращаться к нему снова и снова.

Вячеслав Шевченко. Творческое мышление и неиссякаемый поток идей дяди Славы — пример для меня. Хочется тоже придумывать что-то интересное и необычное. Он всегда поощряет наши инициативы и идеи.

Техническое творчество — хороший инструмент для развития ребенка: ставя перед собой ту или иную цель и двигаясь к ней, он узнает, что ему нравится. Отрицательный результат в этом случае тоже результат, так как позволяет сузить сферу профессиональных интересов. А значит, ребенок в любом случае будет в выигрыше.

Изобретения учеников, которые вызывают особое чувство гордости

1. Дистанционный робот-разведчик МЧС. На его счету много побед. Его можно применять на производстве в случае аварийной ситуации. Прибор дает возможность оператору на своем рабочем месте быстро провести осмотр мес­та происшествия, не подвергая опасности жизни людей. На самом деле, за столько лет работы таких проектов было очень много. Просто нереально все удержать в памяти! Иногда нас сравнивают с цехом по выпуску экспонатов. (Улыбается.) Были значимые проекты, которые внесены в международные реестры. Один из них мы представляли в Москве на международной конференции. Это была подвесная дорога для метрополитена, построенная в воздухе. Мы предложили сделать колеса на крыше вагонов, это очень рациональное решение для больших городов. Нам вручили диплом за 3-е место за подписью Лужкова. Некоторые проекты потом еще дорабатываем, некоторые теряются, бывает и такое. Но я живу сегодняшним днем, мне важны и интересны идеи тех ребят, с которыми сейчас мы вместе.

2. Аппарат для точечной сварки. Это электронный аппарат для сварки металлов, который сейчас применяется повсеместно. Его мы делали для себя, он нам необходим при создании роботов или других экспонатов, где есть литиево-­ионные аккумуляторы. Мы его успешно опробовали и отправили на конкурс.

3. Система “Брейн-ринг”. Это оборудование для проведения игры. Его отличительная особенность в том, что оно мобильно благодаря автономным аккумуляторам и радиосвязи. Система дает возможность проводить игру в любом зале, не нужно никаких проводов и розеток. Используется всего лишь пять коробочек — четыре для команд и одна для ведущего. К тому же это система с малым энергопотреблением. Можно проводить игры в течение двух-трех недель, не беспокоясь о подзарядке.

4. Радиокомплекс для дронов. Над этим проектом мы два года работали с Павлом Ероховым по индивидуальной программе. Это очень талантливый парень. Он был участником четырех смен в детском технопарке, где также занимался в оборонном направлении. Его разработка заняла 3-е место на конкурсе разработок студентов военных вузов рес­публики.

5. Теплицы: одна — энергосберегающая, вторая — умная. Воплотили идею в жизнь девочки. Их в нашем кружке не так много. Но с ними интересно работать: у них нестандартное мышление и видение, не такое, как у парней.

На днях этот проект получил диплом I степени на Всероссийской научно-практической конференции школьников и студентов.

Кружковцам Вячеслава Евгеньевича принадлежит рекорд по количеству наград в Республиканском смотре инновационного и технического творчества: в прошлом году их проекты взяли четыре 1-х места и два 3-х, в позапрошлом — два 1-х. В этом году снова отправили два изобретения — точечную сварку и систему “Брейн-ринг”.

Моменты, за которые любите работу со школьниками

1. Работая с детьми, по моему личному убеждению, я замедляю старение. Ведь необходимо постоянно думать, стараться их понять, находить ответы на воп­росы.

2. Большая часть работы в нашем объединении приходится на выполнение проектов, но создать его порой оказывается легче, чем придумать алгоритм, электрическую схему. Этот процесс не только повышает уровень моего педагогического мастерства, но и позволяет получать профессиональные знания в технической сфере, которые помогают в работе со сложной техникой.

3. В детстве я сам занимался в кружке технического творчества. Прошел эту школу и очень благодарен своим педагогам. И сейчас, будучи руководителем подобного объединения, возвращаю детям то добро, которое мне дарили мои учителя.

4. Когда мне звонят, пишут или встречают бывшие ученики, слышу от них слова благодарности, радуюсь их достижениям, вижу и понимаю, что в их жизни я остаюсь. Это очень помогает идти дальше. Запомнились случаи, когда приходили уже взрослые ребята со своими женами и маленькими детьми, показывали и рассказывали им, где они почувствовали свое призвание, нашли друзей.

5. Люблю свою работу, потому что она помогает развиваться детям, воспитывать в них лидерские качества, воплощать в жизнь их фантазии, задумки.

Марина ЖДАНОВА
Фото Олега ИГНАТОВИЧА