Работа секции “Образовательная среда инклюзивного образования” была организована на базе средней школы № 25 Минска, имеющей многолетний опыт интегрированного обучения и воспитания детей с ОПФР. Перед заседанием секции участникам конференции была предоставлена возможность познакомиться с группами предметных и пространственных средовых ресурсов, включенных в образовательную среду данного учреждения. В работе секции приняло участие 45 человек.
средней школы № 25 Минска Ольга Александровна Якушик, заведующая яслями-садом № 549 Минска Наталья Владимировна Петроневич).
Э.Е.Сенишенкова поделилась опытом создания предметных средовых ресурсов для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата в Осиповичской государственной специальной общеобразовательной школе-интернате для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Большой интерес вызвали приспособления для детей, которые изготавливаются учителями-дефектологами самостоятельно из подручных материалов и не требуют больших материальных затрат.
Была отмечена несомненная важность использования информационно-коммуникационных технологий в организации адаптивной образовательной среды. Так, старший научный сотрудник лаборатории образовательных инфраструктур Института системных проектов Московского городского педагогического университета А.Б.Меньков описал опыт и перспективы использования логопедического тренажера “Дэльфа” для детей с ограниченными возможностями здоровья. Подходы к организации информационно-технологической инфраструктуры ресурсного центра инклюзивного образования были освещены в докладе О.В.Даливеля, заведующего кафедрой тифлопедагогики Института инклюзивного образования БГПУ. Учитель математики средней школы № 6 Кобрина В.Я.Логвинович познакомил с возможностью бесплатной платформы “Оскар”, предназначенной для проведения конкурсов и олимпиад физико-математической направленности, учитывающей особые образовательные потребности и возможности учащихся с ОПФР.
Большое внимание было уделено также организационно-смысловым и социально-психологическим средовым ресурсам адаптивной образовательной среды инклюзивного образования. Генеральный директор компании TOUCH PROJECT И.С.Жук презентовала опыт российских коллег в области организации доступной среды детям с ограниченными возможностями здоровья “Сенсорные пространства в городской среде”. Был продемонстрирован опыт использования современных образовательных технологий в обучении и воспитании детей с ОПФР. Так, использование технологии тимбилдинга представила Е.В.Красовская, заместитель заведующей яслями-садом № 10 Пинска, учителя-дефектологи средней школы № 137 Минска Я.А.Чалей и И.В.Чернецова рассказали о возможностях использования интернет-портала POSTCROSSING на коррекционных занятиях с учащимися с ОПФР. Учитель-дефектолог средней школы № 177 Минска У.А.Гречиха поделилась опытом использования метода мнемотехники.
В целом работа секции прошла на высоком научно-практическом уровне. Было акцентировано значение правильной организации адаптивной образовательной среды в учреждении инклюзивного образования. Подчеркнуто значение учета не только предметно-пространственных, но и организационно-смысловых и социально-психологических средовых ресурсов ее организации.
Министерство образования Республики Беларусь.