О результатах работы системы образования Республики Беларусь в 2015 году и основных направлениях ее развития и совершенствования на 2016—2020 гг.

- 14:21Апошнія запісы, Калегіі, пасяджэнні

(Из доклада министра образования Республики Беларусь М.А.Журавкова)

Уважаемые почетные и приглашенные гости, коллеги!

Разрешите проинформировать о выполненной в 2015 году работе по реализации поручений и распоряжений главы государства, мероприятий, намеченных к исполнению по результатам комплексного изучения системы образования государственными комиссиями, а также по выполнению планов, разработанных и намеченных собственно подразделениями и подведомственными учреждениями Министерства образования.
О выполненной работе в системе образования в 2015 году
Деятельность системы образования Республики Беларусь в 2015 году была направлена на обязательное и неукоснительное выполнение главного требования — соответствие национальным интересам государства и развитие с учетом стратегии перехода страны к инновационной экономике.
Система образования является основным источником формирования кадрового потенциала республики.
Стратегической целью развития системы образования является предоставление возможности получения качественного образования в соответствии с потребностями инновационной экономики, требованиями современного информационного общества, образовательными запросами граждан, развитием потенциала молодежи и ее вовлечением в общественно полезную деятельность.
В 2015 году деятельность всех органов управления системой образования и учреждений образования была направлена на обеспечение доступности и повышение качества образования, выработку стратегии развития национальной системы образования на ближайшие годы.
В настоящее время в стране функционируют свыше 8 тысяч учреждений образования, представляющих все его уровни, в которых обучение и воспитание более 3 млн детей, учащихся, студентов и слушателей обеспечивают около 430 тысяч работников системы образования.
Республика Беларусь в рейтинге государств по индексу человеческого развития по показателям в сфере образования относится к государствам с очень высоким уровнем человеческого развития.
8 университетов страны по итогам 2015 года вош ли в ТОП-4000 Международного рейтинга университетов
Webomet rics. БГУ в очередной раз улучшил свои позиции (2014 год — 673 место, 2015 год — 609 место).

1. Дошкольное образование
В 2015 году Министерством образования совместно с облисполкомами, Мингорисполкомом предпринят ряд мер по обеспечению доступности дошкольного образования в соответствии с планом, утвержденным правительством до 2020 года: открыто 14 учреждений на 2001 место (план — 9 учреждений на 1 837 мест), функционирует 3,6 тысячи групп кратковременного пребывания, 13 частных учреждений, организован подвоз 11 тысяч воспитанников.
Данные меры позволили обеспечить высокий процент охвата детей в возрасте от 1 года до 6 лет учреждениями дошкольного образования — 73,7%, а также 100% охват детей пятилетнего возраста подготовкой к школе, что создает равные стартовые возможности для получения образования.
В то же время не решены в полной мере вопросы шаговой доступности дошкольного образования (стоят на очереди 15 445 детей: Брестская область — 10 512 детей, Гомельская — 1255 детей, Гродненская — 578 детей, Минская — 3115 детей), а в ряде регионов не выполняется норматив государственного социального стандарта (85% обеспеченности местами детей в возрасте от 3 до 6 лет) по обеспеченности детей местами в детских садах (Минский район Минской области — 63,3 %, Брест — 76,7 %, Фрунзенский район Минска — 77,3 %.).
Особое внимание уделяется безопасности воспитанников в учреждениях дошкольного образования и организации их качественного питания. Однако принимаемые управлениями образования облисполкомов и комитетом по образованию Мингорисполкома меры недостаточно эффективны.
Так, за прошедший год число травм, полученных воспитанниками в детских садах, увеличилось на 10 единиц и составило 62 случая.
Комитетом государственного контроля Республики Беларусь в 2015 году выявлены факты нарушения законодательства, бесхозяйственности и нерационального использования средств, выделенных на развитие материально-технической базы и организацию питания, однообразность и несбалансированность рационов питания, невыполнение норм питания.
Министерство образования в соответствующем письме акцентировало внимание на необходимость оснащения детских садов автоматизированными системами по учету и контролю за качеством питания воспитанников.
Актуальной проблемой остается и обеспечение учреждений дошкольного образования квалифицированными кадрами. В 2015 году число педагогических работников с образованием по направлению “Педагогика детства” составило 44,8% (2014 год — 45,1%, 2013 год — 46,1%, 2012 год — 48,9%, 2011 год — 51,2%).
Для справки. Количественный состав педагогических работников, обеспечивающих образовательный процесс в учреждениях дошкольного образования, составляет 55,6 тысячи педагогов. Число педагогов с высшим образованием — 58,8%. Высшую квалификационную категорию имеют 17,1% педагогических работников, первую — 35,6%.
В 2016 году работа органов управления образованием, учреждений дошкольного образования и собственно Министерства образования направлена на:
обеспечение доступности дошкольного образования путем строительства учреждений дошкольного образования, открытия групп кратковременного пребывания, иных мер, определенных правительством;
совершенствование качества образовательного процесса за счет обеспечения дошкольных учреждений квалифицированными педагогическими кадрами, современными средствами обучения и учебными изданиями;
создание безопасных и здоровьесберегающих условий для воспитанников через внедрение компьютерных программ по учету и контролю за качеством питания, обеспечение качественного взаимодействия с территориальными учреждениями здравоохранения, принятие мер по повышению ответственности руководителей дошкольных учреждений за обеспечение безопасности жизнедеятельности воспитанников.

2. Общее среднее образование
Для справки. В 2015/2016 учебном году в республике функционирует 3038 учреждений общего среднего образования (в 2014 году — 3101). В текущем учебном году в учреждениях общего среднего образования обучается 958,8 тысячи человек (в 2014 году — 935,5 тысячи), в том числе в первых классах — 112,3 тысячи человек (в 2014 году —104,9 тысячи).
В общеобразовательных учреждениях работает более 96 тысяч педагогических работников, из них 86,6% женщин (в 2014 году — 86,5%), 13,4% мужчин (в 2014 году — 13,5%). Количество учителей пенсионного возраста составляет 10,5% (в 2014 году — 10,1%). Имеют высшее образование 92,8% работников.
Положительная динамика качественного состава педагогических кадров дополняется в последние годы ростом квалификационного уровня педагогических работников общеобразовательных учреждений. Количество педагогов, имеющих высшую и первую квалификационную категорию, выросло с 76,3% в 2014 году до 76,7% в 2015 году.
В целях повышения качества общего среднего образования с 2015/2016 учебного года начат переход на относительную завершенность II ступени и введено профильное обучение на III ступени общего среднего образования.
Для этого:
внесены изменения в типовой учебный план общего среднего образования, позволяющие изучать на повышенном уровне два-три учебных предмета в том сочетании, которое требуется при поступлении в учреждения высшего образования на определенные специальности;
разработаны учебные программы, обеспечивающие два уровня изучения учебного материала — базовый и повышенный;
осуществляется корректировка действующих и разработка новых учебных пособий (учебников) по учебным предметам в соответствии с концепцией базового учебника. Главная особенность профильного обучения — это его профессионально ориентированная направленность. (…)
…Учащиеся педагогических классов, кроме изучения учебных предметов на повышенном уровне, осваивают программу специального факультативного занятия “Введение в педагогическую профессию. X—XI классы”.
Таким образом, серьезный, а не формальный подход к введению профильного обучения, грамотное использование кадрового потенциала позволит решить поставленную задачу — повышение качества образования.
Профильное обучение появилось в этом учебном году не с чистого листа. Изучение отдельных учебных предметов на повышенном уровне осуществлялось в гимназиях и лицеях.
Результаты централизованного тестирования за последние три года показывают, что средний балл у выпускников гимназий и лицеев значительно выше, чем средний балл у выпускников средних школ, где все учебные предметы изучались на базовом уровне.
В то же время нас беспокоит качество образования в гимназиях. Анализ вступительной кампании в V класс гимназий в 2015 году показал, что:
в 11 гимназиях (5% от общего количества гимназий) не выполнены контрольные цифры приема;
в 22 гимназиях (10%) конкурс при приеме в V класс гимназий отсутствовал (1 и менее человека на место);
в 8 гимназиях (3,7%) проходной балл составил 24 балла и ниже (при максимально возможных 60 баллах).
В отдельных регионах доля таких гимназий достигает 18—20% от общего количества гимназий в регионах.
Полагаю целесообразным Министерству образования совместно с управлениями образования облисполкомов, комитетом по образованию Мингорисполкома комплексно проанализировать качество гимназического образования как на II, так и на III ступени общего среднего образования и принять решение о целесообразности функционирования отдельных гимназий, а также при необходимости выработать предложения о совершенствовании конкурсного приема в гимназии, в том числе и на III (X—XI классы) ступень.

Учебное книгоиздание

Учреждения общего среднего образования в плановом порядке обеспечиваются необходимой учебной и учебно-методической литературой, укрепляется их учебная база. Главная проблема при создании учебников — наличие квалифицированных авторских коллективов. Министерство образования направило письма во все учреждения высшего образования, академию наук, региональные ИРО с приглашением ученых, преподавателей, учителей к участию в конкурсе на написание новых учебников для школы. К сожалению, на сегодняшний день активное взаимодействие по данному направлению можно отметить только с Минским государственным лингвистическим университетом.
В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, создание безопасных условий при организации образовательного процесса является обязанностью учреждения образования.
Министерством образования регулярно акцентируется внимание органов управления образованием на создании безопасных условий в учреждениях образования во время проведения учебных занятий, внеурочных и внеклассных мероприятий.
Однако, к сожалению, в 2015 году учащимися учреждений общего среднего образования было получено 735 травм, в том числе во время проведения учебных (факультативных) занятий — 301 травма (41,0%), во время перерывов между учебными занятиями — 270 (36,7%), во время нахождения в группе продленного дня — 54 (7,4%).
Необходимо выстроить жесткую вертикаль взаимодействия Министерства образования, органов управления образованием, Министерства здравоохранения, Министерства по чрезвычайным ситуациям, иных ведомств по данному вопросу, должна быть регламентация деятельности по взаимодействию всех структур. В этих целях Министерством образования утвержден план мероприятий, которым предусмотрена подготовка нормативных правовых актов, методических рекомендаций, комплексное изучение вопросов, касающихся обеспечения безопасности образовательного процесса в учреждениях образования с использованием информационных материалов учреждений здравоохранения.
На протяжении нескольких лет с учетом демографической ситуации, особенностей развития регионов и в целях повышения эффективности расходования бюджетных средств местными исполнительными и распорядительными органами проводится оптимизация сети УОСО.
Утвержден План мероприятий по совершенствованию сети учреждений общего среднего образования на 2015—2020 годы.
Начиная с 2013/2014 учебного года оптимизация проводится в условиях стабильного увеличения количества учащихся УОСО. В сравнении с 2014/2015 учебным годом количество УОСО уменьшилось на 63, при этом контингент учащихся увеличился на 23 тысячи человек, в том числе количество учащихся I классов увеличилось более чем на 7 тысяч.
Результатом проведенной в 2015 году оптимизации сети УОСО стало:
сокращение количества УОСО с контингентом до 25 учащихся со 137 до 110;
сокращение общего количества классов сократилось на 210 (при этом количество I классов увеличилось на 225);
уменьшение количества классов с наполняемостью до 5 учащихся на 192;
увеличение средней наполняемости учреждений с 303 до 317 учащихся, в том числе в сельской местности с 91 до 103 учащихся;
увеличение средней наполняемости классов в городских учреждениях с 22 до 23 учащихся.
Экономический эффект от проведенной оптимизации сети УОСО составил около 28,7 млрд рублей.

Электронная школа

В УОСО, помимо оборудованных 4218 компьютерных классов, дополнительно оснащено компьютерами 10 054 учебных кабинета. Для этого имеется более 74 тысяч персональных компьютеров, из них непосредственно в образовательном процессе используется около 80% (свыше 59 тысяч). В настоящее время использует в образовательном процессе информационно-коммуникационные технологии более 76 тысяч педагогов (76%).
Одним из главных средств формирования положительного имиджа регионального образования и учреждения образования является наличие официального сайта. Вместе с тем уже не первый год отмечаем, что далеко не все учреждения образования имеют официальный сайт: только 86% УОСО имеют официальный веб-сайт в интернете (в 2014/2015 учебном году — 74%).
УОСО фактически находятся в самом начале пути по созданию электронной школы: только в 198 учреждениях (около 7%) используется электронный дневник или электронный журнал и лишь в 81 учреждении (менее 3%) внедрена карта учащегося, которая используется в большинстве случаев (75 учреждений) лишь для пропускного режима.

О документообороте в УОСО

Неоднократно внимание руководителей УОСО обращалось на недопустимость привлечения учителей к сбору и обработке статистической информации, подготовке отчетов. Данная работа должна выполняться непосредственно членами администрации.
Однако вопрос окончательно так и не решен. В целях снижения документооборота в УОСО и в соответствии с поручением Совета Министров Республики Беларусь облисполкомам, Мингорисполкому, республиканским органам государственного управления доведена информация о необходимости освобождения учителей от выполнения не свойственных им функций.
Одним из путей снижения документооборота в УОСО может стать внедрение инструментов “электронной школы”.
Считаем необходимым:
обеспечить информационно-технологическое взаимодействие управлений образования облисполкомов, комитета по образованию Мингорсиполкома, отделов (управлений) образования, спорта и туризма рай(гор)исполкомов и УОСО путем дистанционного сопровождения деятельности учреждений образования;
не допускать случаев введения в практику работы учреждений общего среднего образования документации, не предусмотренной нормативными правовыми актами в сфере общего среднего образования.
В 2016 году на уровне общего среднего образования будет продолжено:
обновление содержания общего среднего образования с учетом относительной завершенности II ступени общего среднего образования и профильного обучения на III ступени общего среднего образования;
оснащение учреждений общего среднего образования современным оборудованием и средствами обучения, разработка и внедрение современных информационно-образовательных ресурсов;
подготовка учебников (учебных пособий) в соответствии с содержанием обновленных учебных программ;
координация выполнения Плана мероприятий по совершенствованию сети УОСО на 2015—2020 годы.

3. Специальное образование
В 2015 году был сделан значительный шаг по продвижению к инклюзивному образованию, требование наличия которого заложено в Конвенции о правах инвалидов, подписанной Республикой Беларусь в сентябре 2015 года.
Разработана и утверждена Концепция развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь (приказ министра образования Республики Беларусь от 22.07.2015 № 608). Подготовлен План мероприятий по реализации концепции на 2016—2020 годы.
Вопросы развития инклюзивного образования в стране обсуждались на специальном выездном заседании коллегии Министерства образования Республики Беларусь “О развитии инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития”, где были определены основные направления работы по развитию инклюзивного образования в республике.
Продолжается работа по координации республиканского экспериментального проекта “Апробация модели инклюзивного образования в учреждении образования”, в котором участвует восемь учреждений общего среднего образования, представляющих разные регионы республики. В 2015/2016 учебном году функционирует 14 инклюзивных классов.
Основные задачи по развитию специального образования в 2016 году:
создание безбарьерной среды в учреждениях основного и дополнительного образования;
организация сопровождения детей с аутистическими нарушениями в условиях интегрированного обучения и воспитания;
создание специальных условий для получения профессионального образования лицами с особенностями психофизического развития в учреждениях профессионально-технического, среднего специального и высшего образования.

4. Профессионально-техническое и среднее специальное образование
Образовательный процесс в учреждениях профессионально-технического образования обеспечивают 11,9 тысячи руководящих и педагогических работников, из них 4,2 тысячи преподавателей и 4,1 тысячи мастеров производственного обучения.
Качественно улучшилась профессионально-педагогическая структура педагогических работников учреждений профессионально-технического образования. Высшее образование имеют 98% преподавателей, 84,3% — квалификационные категории. Среди мастеров производственного обучения 98% имеют высшее или среднее специальное образование, 69% — квалификационные категории.
Образовательный процесс в учреждениях среднего специального образования обеспечивает более 9 тысяч штатных преподавателей. Высшее образование имеют 98,3%, высшую категорию — 39,3%.
В системе профессионально-технического и среднего специального образования структура подготовки рабочих и специалистов формировалась адресно с учетом реальной потребности, которая на стадии определения контрольных цифр приема для обучения на бюджетной основе более чем на 80% подтверждалась заключенными договорами и поданными заявками базовых организаций. В 2015 году подготовлено 31,1 тысячи рабочих (служащих) с профессионально-техническим образованием. Две и более квалификации получили 77% выпускников, что значительно повышает их мобильность и конкурентоспособность на рынке труда. В результате более 95% выпускников получили первое рабочее место.
В учреждениях образования, реализующих образовательные программы среднего специального образования, в 2015 году подготовлены 39 тысяч специалистов, из них за счет средств бюджета — 22,5 тысячи, 94,3% выпускников направлены на работу в организации.
В 2015 году на уровень профессионально-технического образования принято 33,7 тысячи человек (96,9% от плана приема), на уровень среднего специального образования принято 38,9 тысячи человек (95,8% от плана). При этом план приема за счет средств бюджета выполнен на 99% (23,9 тысячи человек).
Развитие материально-технической базы учреждений профессионального образования осуществляется в рамках государственной программы. Для более рационального использования финансовых средств дорогостоящее и наукоемкое оборудование концентрируется в ресурсных центрах, возможности которых используются для практического обучения учащихся нескольких учреждений образования, повышения квалификации педагогических работников, подготовки и повышения квалификации работников предприятий и незанятого населения. В настоящее время в республике создано 39 таких центров, из них 5 — в 2015 году.
В 2015 году продолжалась оптимизация сети учреждений профессионально-технического и среднего специального образования. В результате проведенной работы количество государственных учреждений профессионально-технического образования (далее — УПТО) по сравнению с их количеством на 01.09.2014 сократилось на 19 единиц, со 185 до 166. За этот же период количество государственных учреждений среднего специального образования (далее — УССО) не увеличилось и составляет 107. При этом 5 УССО были включены в структуру учреждений высшего образования как филиалы и 3 профессионально-технических колледжа (УПТО) преобразованы в колледжи (УССО).
В 2015 году два, переданных в 2013 году из республиканской собственности в коммунальную собственность Могилевской области, и одно, переданное в коммунальную собственность Гродненской области, учреждения среднего специального образования реорганизованы путем присоединения к каждому по одному учреждению профессионально-технического образования. Также реорганизованы путем слияния учреждения профессионально-технического и среднего специального образования в Минской области.
Вместе с тем на начало 2015/2016 года сохраняется значительное количество учреждений образования с контингентом учащихся до 300 человек: по республике — 69, из них наибольшее количество в Витебской (17), Гродненской (15), Могилевской (15) областях.
С учетом анализа территориального расположения учреждений образования, объемов и структуры подготавливаемых кадров, результатов трудоустройства выпускников, а также использования материально-технической базы и кадрового потенциала работа по оптимизации учреждений профессионально-технического и среднего специального образования будет продолжена в 2016 году. Особым элементом этой работы будет реализация поручения главы государства по передаче учреждений Минсельхозпрода в ведение облисполкомов.
Популяризация профессионального образования становится важным элементом работы на всех уровнях. В мае 2015 года сборная команда Республики Беларусь приняла участие в I чемпионате по профессиональному мастерству WorldSkills СНГ+ (Казань), где заняла одно первое (номинация “Дизайн одежды”) и шестнадцать вторых мест. В августе 2015 года состоялся 43 чемпионат мира по профессиональному мастерству WorldSkills Competition—2015 в Сан-Паулу (Бразилия). Беларусь была представлена в 15 номинациях, из них 2 номинации удостоены медали за высшее мастерство.
Развитие профессионального образования в 2016 году будет нацелено на более полное и сбалансированное обеспечение потребности экономики в квалифицированных кадрах, в том числе высокотехнологичных отраслей, с созданием эффективных механизмов взаимодействия системы профессионального образования с организациями — заказчиками кадров.
При этом основное внимание при повышении качества профессионально-технического и среднего специального образования необходимо уделить развитию сети многопрофильных и многофункциональных учреждений образования с ресурсными центрами на их базе, формированию новой классификации специальностей и квалификаций в соответствии с видами экономической деятельности, обеспечению интеграции учебных программ профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, формированию системы образовательных информационных ресурсов и электронных услуг.
Необходимо более активно включиться в работу по организации системы повышения квалификации и профессиональной подготовки взрослых на базе колледжей.
Будет продолжена работа и в рамках международного олимпиадного движения в сфере профессионального мастерства (WorldSkills). В мае 2016 года в Минске пройдет второй национальный чемпионат по более чем 30 компетенциям.
Особое внимание следует уделить профориентационной работе со школьниками, популяризации получения специальности на уровне профессионально-технического и среднего специального образования. Для этого учреждения профессионально-технического и среднего специального образования должны активно включиться в проведение специальных мероприятий в шестой школьный день. Управлениям профессионального образования совместно с РИПО необходимо разработать программу таких мероприятий.

5. Высшее образование
В настоящее время в республике в системе высшего образования функционируют 43 государственных учреждения высшего образования (далее — УВО) и 9 частных, из них 33 университета, 9 академий, 10 институтов. Государственные УВО находятся в подчинении 12 министерств и ведомств.
Процесс оптимизации системы высшего образования направлен на повышение ее экономической эффективности и реализацию социальных функций. За последние два года 13 учреждений среднего специального образования включены в состав 4 учреждений высшего образования. Кроме этого, учреждение образования “Минский государственный высший радиотехнический колледж” присоединено к учреждению образования “Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники”, а учреждение образования “Международный государственный экологический университет имени А.Д.Сахарова” включено в состав комплекса Белорусского государственного университета.
Всего по республике на обучение на I ступени высшего образования в 2015 году принято 63,1 тысячи человек, что составляет 99,6% от приема 2014 года (63,4 тысячи). За счет средств республиканского бюджета принято 27,7 тысячи человек, что составляет 98,0% от приема 2014 года (28,3 тысячи).
Прием на II ступень высшего образования составил 6,8 тысячи человек, что на 14% больше приема 2014 года (6 тысяч). При этом прием в государственные УВО увеличился на 13% и составляет 6,2 тысячи человек, а в частные прием увеличился на 30% и составляет 0,6 тысячи человек.
Выпуск специалистов в 2015 году составил 78 тысяч человек, что составляет 96,1% от выпуска 2014 года (81,1 тысячи человек), из них за счет средств республиканского бюджета — 27,7 тысячи, что составляет 98,4% от выпуска 2014 года (28,1 тысячи человек). Выпуск магистров составил 4,5 тысячи человек, что на 20% больше выпуска 2014 года (3,8 тысячи магистров).
Анализ приема на бюджетную дневную форму обучения показывает, что, с одной стороны, наблюдается снижение заказа на подготовку юристов, управленцев, экономистов, быстрыми темпами увеличивается спрос нанимателя на специалистов по экологии, радиоэлектронной и вычислительной технике, химической и полиграфической промышленностям, спорту, туризму. Эти тенденции соответствуют современным потребностям рынка труда и одновременно отвечают социальному запросу. С другой стороны, есть ряд проблем как с приемом, так и с распределением специалистов по специальностям транспорта, легкой промышленности, что напрямую связано с недостаточной профориентационной работой организаций — заказчиков кадров.
В соответствии с протоколом поручений заместителя Премьер-министра Республики Беларусь Н.И.Кочановой, данных в ходе рассмотрения вопроса о совершенствовании механизма прогнозирования объемов и структуры подготовки кадров в учреждениях высшего, среднего специального и профессионально-технического образования 13 мая 2015 года, постановлением Министерства экономики, Министерства труда и социальной защиты, Министерства образования от 30 октября 2015 года утверждены составы рабочей группы по текущему планированию подготовки кадров и рабочей группы по совершенствованию средне- и долгосрочного прогнозирования потребности в кадрах. (…)
Общие подходы к формированию контрольных цифр приема, выработанные на заседаниях рабочей группы, предполагают формирование объемов приема за счет средств бюджета на 2016 год с учетом факта приема 2015 года, а верхние пороговые цифры приема в очной форме получения высшего образования I ступени сохранить на уровне плана приема 2015 года.
В соответствии с поручением главы государства от 10 сентября 2015 года, данном на основании отчета государственной комиссии по контролю за ходом подготовки и проведения вступительных испытаний в 2015 году, при формировании контрольных цифр приема в дневной форме за счет средств бюджета будет предусмотрено увеличение периодичности приема на маловостребованные специальности, установлен приоритет по тем специальностям, по которым систематически не удовлетворяются заявки от организаций — заказчиков кадров (за счет сокращения контрольных цифр приема по не востребованным экономикой специальностям).
В целом в 2015 году продолжалось снижение контингента (общего количества обучающихся) на I ступени высшего образования и наблюдалось незначительное повышение контингента на II ступени высшего образования.
В настоящее время в УВО республики на I ступени обучается 336,4 тысячи человек, в том числе 307,6 тысячи в государственных УВО и 28,8 тысячи человек в частных УВО.
На II ступени обучается 10,2 тысячи человек, в том числе 9,2 тысячи в государственных УВО и 1 тысяча человек в частных УВО.
По сравнению с 2011 годом количество обучающихся на I ступени снизилось на 109,2 тысячи человек, или на 24,5%. При этом на II ступени количество обучающихся увеличилось на 5,2 тысячи человек, что в относительных цифрах по II ступени превышает 100%, но в абсолютных не компенсирует существенное снижение контингента на I ступени.
Обозначенная тенденция является прямым следствием демографической ситуации и требует учета в принимаемых Министерством образования решениях.
В 2015 году начата работа по разработке проекта новой версии общегосударственного классификатора “Специальности и квалификации” с учетом подходов общегосударственного классификатора Республики Беларусь “Виды экономической деятельности”, который вступил в силу с 1 января 2016 года, и Международной стандартной классификации образования. Данную работу планируется завершить до конца 2016 года.
Основной задачей, которую должна решить новая версия классификатора, является совершенствование взаимодействия системы образования и рынка труда в новых условиях. При этом должны быть увязаны три основных классификатора: “Виды экономической деятельности”, “Специальности и квалификации” и “Квалификационный справочник должностей служащих”. Взаимосвязь этих классификаторов является важной проблемой межведомственного взаимодействия между министерствами экономики, труда и социальной защиты и Министерством образования.
Пересмотр классификатора осуществляется на следующих принципах:
ориентация на международные стандартные классификации образования и видов экономической деятельности;
укрупнение специальностей, профилей и направлений образования;
унификация квалификаций;
ориентация на современные и перспективные профессии.
На основании доклада о развитии системы высшего образования, подготовленного в соответствии с приказом министра образования от 18.02.2015 № 132, на конференции министров образования стран — участниц Болонского процесса 15 мая 2015 года принято решение о включении Республики Беларусь в Европейское пространство высшего образования. Приказом министра образования от 30 июля 2015 года № 628 утвержден Рабочий план по внедрению в национальную систему образования инструментов Европейского пространства высшего образования на период 2015—2018 годов.
При реализации данного плана Министерство образования исходит из первоочередного требования — учета национальных интересов нашей страны. Основными задачами мы видим:
Повышение имиджа Беларуси на международной арене. Беларусь оставалась фактически единственной страной Европы вне Болонского процесса, что существенно отягощало ее положение в европейском образовательном пространстве.
Создание условий для наращивания экспортного потенциала высшего образования Республики Беларусь за счет повышения привлекательности Беларуси для иностранных студентов. Получение документов об образовании, соответствующих европейским стандартам, как и обучение в системе европейского образования, для многих из них является весьма значимым.
Повышение престижа национальной системы образования среди населения Республики Беларусь. Это должно стать фактором, способствующим снижению оттока белорусских абитуриентов в иностранные вузы.
Интеграция систем высшего образования Беларуси и стран ЕАЭС и СНГ. Становится все более очевидной необходимость синхронизации преобразований с целью обеспечения единого экономического пространства, общего рынка труда, образовательного пространства и т.д.
Развитие инновационной активности вузов, повышение их ответственности.
Более гибкое реагирование на потребности рынка труда. Подготовка специалистов на уровне бакалавриата позволит удовлетворить потребности экономики с меньшими затратами бюджетных средств. Становится более прозрачной и понятной значение магистратуры в системе образования и на рынке труда как уровня, формирующего аналитические, инновационные и организационно-управленческие компетенции.
Вместе с тем существуют и риски, связанные с Болонским процессом. В совокупности с неблагоприятной демографической ситуацией, сложившейся в Республике Беларусь и в сопредельных государствах в последние годы и продолжающейся вплоть до 2018—2020 годов, при выработке стратегических целей и тактических задач необходимо эти риски учитывать.
Предстоит серьезная работа по развитию новых форм организации образовательного процесса: дистанционного образования и сетевого взаимодействия.
В рамках задачи перехода к сетевой системе организации взаимодействия УВО хотелось бы несколько слов сказать об интеграционных процессах в сфере высшего образования, происходящих в настоящее время в мире.
(…) Среди основных побуждающих причин интеграции учреждений высшего образования (УВО) следует выделить в первую очередь экономическую составляющую — экономия финансов на административных расходах, рациональное размещение и использование специального научного и учебного оборудования, оптимизация кадров и т.д. Вместе с тем необходимо указать и на то, что укрупнение учреждений высшего образования обусловлено еще и уверенностью в значительном улучшении показателей в международных рейтингах, в укреплении позиций и статуса УВО, в повышении их престижа среди других учреждений образования.
Главные цели, которые достигаются при рассмотрении вопроса об интеграции/слиянии УВО, заключаются в следующем:

улучшение кадрового потенциала УВО;
улучшение научной и инновационной деятельности УВО;
улучшение экономической эффективности деятельности УВО;
повышение эффективности подготовки работников высшей квалификации;
повышение конкурентоспособности УВО на внутреннем и международном рынке;
создание “точек роста” в модернизации системы высшего образования;
усиление связи с реальным рынком труда.

Интеграция УВО может происходить по различным сценариям.
Во-первых, объединение нескольких уровней и ступеней подготовки кадров создает своего рода вертикально-интегрированную образовательную структуру: среднее специальное образование — высшее образование — центр повышения квалификации. Такие УВО будут выпускать и переучивать высококвалифицированные кадры для конкретных отраслей экономики.
Во-вторых, весьма перспективно создание крупных научно-образовательных холдингов, в которые вошли бы и научно-исследовательские институты, и УВО, но при сохранении статуса юридических лиц. Желательно, чтобы такие холдинги находились под патронажем крупных государственных корпораций. В рамках научно-образовательных холдингов в идеале реализовывалась бы вся технологическая цепочка: наука — подготовка высококвалифицированных кадров — внедрение научных идей в производство.
Таким образом, только крупные университетские центры в современных условиях и в перспективе способны успешно реализовать линию модернизации и устойчивого развития национальной высшей школы и превратиться в университеты мирового класса.
Вместе с тем имеет смысл только добровольное объединение УВО, т.е. альянс, когда выигрывает каждое “слагаемое”. При объединении каждое из УВО не должно утрачивать свою индивидуальность, терять уникальные специальности. Укрупнение УВО не должно превращаться в их обезличивание.
(…) Одним из важных направлений усиления экспортного потенциала высшего образования Республики Беларусь является увеличение количества программ, обучение по которым осуществляется на иностранном (английском) языке.
В 2015/2016 учебном году обучение на английском языке по специальностям (14 специальностей I ступени высшего образования и 16 специальностей II ступени высшего образования), не относящимся к группе специальностей “Преподавание филологических и лингвистических дисциплин”, осуществляли 18 учреждений высшего образования.
Наибольшую активность в расширении англоязычной подготовки проявляют БГУИР, БГУ, МГЛУ и БГЭУ. Следует отметить достаточную пассивность остальных УВО в разработке программ на английском языке. При этом пассивность наблюдается не только при реализации программ I ступени, магистерские программы также не расширяются. Хотя именно магистерские программы на английском языке являются наиболее востребованными, а с другой стороны, они менее “затратны” по ресурсам и проще адаптируются под потребности рынка.
В 2016 году на уровне высшего образования будет продолжено:
внедрение новых форм и методов организации образовательного процесса, развитие дистанционного образования;
переход к сетевой системе организации взаимодействия университетов (формирование образовательных кластеров одного уровня образования по принципу специализации), а также создание образовательных комплексов (кластеров), объединяющих учреждения различных уровней образования;
совершенствование системы планирования и оптимизация структуры подготовки специалистов с высшим образованием;
реализация мероприятий по имплементации системы высшего образования Республики Беларусь в европейское пространство высшего образования;
осуществление мониторинга распределения выпускников учреждений высшего образования;
обеспечение координации реализации Концепции педагогического образования на 2015—2020 годы и Концепции оптимизации содержания, структуры и объема социально-гуманитарных дисциплин.

6. Дополнительное образование взрослых
В соответствии с потребностями инновационного развития страны ведется переподготовка и повышение квалификации кадров.
В 2015 году образовательные программы дополнительного образования взрослых реализовывали около 400 учреждений образования, переподготовку и повышение квалификации прошло почти 400 тысяч работников отраслей экономики и социальной сферы.
Обучение осуществляется по 392 специальностям переподготовки, в том числе по 357 специальностям на базе высшего образования и 35 специальностям на базе среднего специального образования. Перечень специальностей переподготовки постоянно корректируется с учетом требований организаций — заказчиков кадров.
В 2015 году в общегосударственный классификатор было дополнительно введено 11 новых специальностей переподготовки, исключено из классификатора 4 специальности, не востребованные на рынке труда.
Необходимое внимание уделено совершенствованию учебно-методического обеспечения, обновлению содержания образовательных программ и повышению их эффективности. В 2015 году осуществлена корректировка образовательных стандартов по 18 специальностям переподготовки, утверждены новые образовательные стандарты по 7 специальностям.
Также в прошедшем году проведен комплексный пересмотр перечня профессий и сроков подготовки рабочих в системе дополнительного образования взрослых. В указанный перечень включено 15 новых профессий. По ряду профессий за счет новых подходов к организации обучения сокращены сроки, что позволит снизить затраты на подготовку рабочих.
Используются возможности для повышения квалификации и предприятиями. В 2015 году Министерством образования выдано 2 лицензии на осуществление повышения квалификации кадров предприятиями. Всего на сегодняшний день специальное разрешение (лицензию) имеет 9 организаций, не являющихся учреждениями образования.
На ближайшую перспективу особая роль в повышении объемов и эффективности программ дополнительного образования взрослых видится в широком применении современных образовательных технологий, в том числе в использовании дистанционной формы обучения. Необходимо развивать данное направление, что позволит сделать этот высокодинамичный сегмент образования более доступным для широкого контингента.
Необходимо продолжить работу по повышению качества дополнительного образования взрослых и с этой целью принять меры по развитию сети и усилению роли учебно-методических объединений в научно-методическом сопровождении дополнительного образования взрослых.
Кроме этого, требует совершенствования нормативное правовое регулирование деятельности организаций, предоставляющих услуги по проведению различных курсов. Необходимо принять меры по повышению качества предоставляемых данными организациями услуг и обеспечению их деятельности в рамках Кодекса Республики Беларусь об образовании.

7. Научная, научно-техническая и инновационная деятельность, подготовка научных работников высшей квалификации
(…) В 2015 году Министерство образования выступало госзаказчиком 692 заданий по 12 государственным программам научных исследований (ГПНИ), выполняемым подчиненными университетами. При этом более 42% заданий ГПНИ выполняется совместно с научными организациями, подчиненными другим органам госуправления, в том числе 34% — с организациями НАН Беларуси.
Высокий уровень проведения фундаментальных исследований подтверждается большим количеством научных статей в журналах с высоким импакт-фактором. В рейтинге 10-ти самых цитируемых среди всех научных организаций и учреждений образования страны шесть организаций Министерства образования (НИИ ФХП БГУ, БГУ, НЦ ФЧВЭ БГУ, НИИ ЯП БГУ, БНТУ, БГУИР).
Ежегодно вузами выполняется более 150 заданий государственных, отраслевых и региональных научно-технических программ.
В 2015 году учреждениями Минобразования выполнялось 7 инновационных проектов, в том числе 3 проекта по организации деятельности и развитию субъектов инновационной инфраструктуры.
В результате, например:
на базе БГУИР создан научно-конструкторский центр перспективных радиоэлектронных систем сантиметрового и миллиметрового диапазонов длин волн;
модернизировано производство фармацевтических субстанций и лекарственных средств, соответствующих стандартам GMP. После реконструкции в “Унитехпром” БГУ открыты два производственных участка: противоопухолевых субстанций и лекарственных средств (“Цисплацел”, “Темозоломид”, “Темодекс”) и кардиотропной субстанции (“Нитаргал”).
Сотрудниками учреждений Министерства образования в 2015 году защищено 251 кандидатская и 21 докторская диссертации, и это практически половина от всех, защищаемых в стране. В аспирантуру приняты 627 человек, в докторантуру — 50 человек, 95 аспирантам назначены стипендии
Президента Республики Беларусь.
Вместе с тем эффективность подготовки научных работников высшей квалификации в целом по организациям Минобразования остается крайне низкой. В 2015 году всего 12,8% выпускников аспирантуры закончили обучение с предварительной экспертизой диссертации и лишь 2,1% — с защитой диссертации в срок обучения. В некоторых региональных организациях эти показатели равны нулю (БрГУ, ГГТУ, БРУ, МГУ, БарГУ, ПолесГУ, АПО).
Этой проблеме необходимо уделить особое внимание, принимать дополнительные меры по стимулированию и талантливой молодежи, и эффективно работающих научных руководителей, развитию перспективных научных направлений.
В 2015 году Министерством образования оказана грантовая поддержка 122 проектов молодых ученых. В XXI Республиканском конкурсе научных работ студентов приняли участие 58 учреждений высшего образования и филиалов, участвовали в конкурсе 3718 научных работ. Всего участниками конкурса опубликовано около 7000 статей и более 5,5 тысячи тезисов докладов, представлено 104 документа интеллектуальной собственности, более 4600 актов внедрения, из них около 1300 в производство.
В 2015 году 44% (56,5 тысячи человек) студентов университетов Минобразования занимались всеми формами НИРС, 73 молодых ученых университетов (в том числе 58 — в технопарке “Политехник”) участвовали в выполнении проектов ГПИР. На сегодняшний день в учреждениях высшего образования Республики Беларусь функционирует более 200 СНИЛ по широкому спектру направлений.
В УВО республики (в особенности в БГУ и БНТУ) развиваются стартап-центры, успешно работает стартап-школа ПолесГУ. Министерством образования 27—28 ноября 2015 года проведен I Республиканский форум молодежного стартап- движения на базе ПолесГУ. Важную роль в усилении заинтересованности студенческой молодежи в научной и предпринимательской деятельности играют функционирующие в БГУИР и БГЭУ студенческие бизнес-инкубаторы.
Министерством образования уделяется внимание продвижению молодежи по карьерной лестнице. В университетах системы Минобразования должности декана факультета занимают 36 сотрудников до 40 лет (16,5%), а должности заведующих кафедрой — 145 (15%).
Вместе с тем старение профессорско-преподавательского состава университетов остается серьезной проблемой. Так, доля лиц старше 60 лет увеличилась в период с 2010 по 2015 год по кандидатам наук с 31,9% до 34,7%, докторам наук с 67,0% до 74,3%. Особую значимость эта проблема приобретает в условиях прогнозируемого сокращения численности обучающихся, обусловленной демографическим спадом рождаемости начала 90-х годов. И здесь стратегия развития каждого университета должна включать мероприятия по привлечению и закреплению талантливой молодежи в науке и преподавательской профессии, развитию научных направлений, приносящих реальный доход.
Основной задачей на 2016 год остается повышение эффективности аспирантуры и докторантуры, активное международное сотрудничество и наращивание экспорта, создание и развитие при университетах субъектов инновационной инфраструктуры, обеспечивающих выпуск наукоемкой, высокотехнологичной продукции на основе результатов научно-технической деятельности вузов и НИИ.

8. Международная деятельность
В 2015 году Министерством образования осуществлялась целенаправленная и последовательная работа по развитию системы образования в контексте мировых образовательных тенденций.
Заключены межправительственные соглашения о сотрудничестве с Китаем и Бразилией, межведомственные соглашения с Пакистаном, Суданом и Грузией о сотрудничестве в сфере образования, с Францией об открытии и функционировании двуязычных франкофонных секций в Республике Беларусь, с Вьетнамом об обучении вьетнамских граждан в учреждениях высшего образования Республики Беларусь, с Азербайджаном о создании новых образовательных учреждений, с Грузией о сотрудничестве в области молодежной политики.
Вступили в силу Программа сотрудничества в сфере образования между Правительством Республики Беларусь и Правительством Венгрии на 2014—2016 годы, соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Монголии о сотрудничестве в сфере образования; межправсоглашение с Сербией о сотрудничестве в сфере молодежной политики.
На стадии согласования находятся проекты межправительственных соглашений с Польшей, Индонезией, Эквадором, Сербией (в области признания документов об образовании), межведомственных соглашений с Индией и Кореей.
Проведены заседания Межведомственного совета по делам иностранных учащихся, первое совместное заседание Комиссии по сотрудничеству в области образования Белорусско-Китайского межправительственного комитета по сотрудничеству.
В Москве состоялось совместное заседание коллегий Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства образования Республики Беларусь.
В 2015 году белорусские университеты активно участвовали в международных проектах и программах Европейского союза, в частности, в программах Tempus, Erasmus Mundus, Jean Monnet, а также в стартовавшей в Беларуси программе Erasmus+. (…)
В 2015 году существенно активизировалось региональное сотрудничество, главным образом с быстрорастущими и емкими рынками стран Юго-Восточной Азии.
Так, в ходе визитов правительственных делегаций Республики Беларусь в Исламскую Республику Пакистан, Республику Индия и ответных визитов на высшем и высоком уровнях из этих стран в Республику Беларусь были подписаны межведомственные соглашения о сотрудничестве в сфере образования, ряд межвузовских соглашений и коммерческих контрактов.
Во время официального визита Премьер-министра Республики Беларусь А.В.Кобякова в Исламскую Республику Пакистан в ноябре 2015 года подписан Протокол к межведомственному соглашению с Исламской Республикой Пакистан, предусматривающий обмен обучающимися двух стран, проведение совместных исследований.
Прорабатывался вопрос с образовательными ведомствами Индии и Пакистана о возможности профессиональной подготовки рабочих кадров и специалистов для нужд экономик этих стран, в том числе для работы на совместных производствах и в организациях сервисно-гарантийного обслуживания.
В соответствии с достигнутыми договоренностями в ближайшее время запланирован визит в Дели делегации Министерства образования для участия в первом заседании Совместной рабочей группы по сотрудничеству в сфере образования и согласования направлений взаимодействия в области профессионального образования.
Особое значение в развитии международной деятельности министерства отводится Китайской Народной Республике.
Страна занимает 2-е место по количеству обучающихся в белорусских учреждениях образования иностранных граждан. Активизировались контакты между отраслевыми ведомствами двух стран. Подписано и ратифицировано межправительственное соглашение о сотрудничестве в сфере образования; проведены заседания Комиссии в области образования Белорусско-Китайского межправительственного комитета по сотрудничеству.
Используя потенциал инициативы “Экономического пояса Шелкового пути”, в 2016 году Министерство образования планирует провести неделю белорусского образования в КНР, обеспечить координацию деятельности институтов Конфуция, работающих при университетах.
Будет продолжена целенаправленная работа по наращиванию экспорта услуг в странах Латинской Америки (Эквадор, Бразилия, Боливия, Сальвадор, Никарагуа) на основе расширения прямых контактов между образовательными ведомствами, учреждениями образования и научными организациями.
По итогам работы в 2015 году на образовательных рынках указанных стран наблюдается увеличение контингента обучающихся на 110% по сравнению с прошлым годом.
В целом в 2015 году количество иностранных граждан, обучающихся в учреждениях образования Беларуси, по сравнению с 2014 годом увеличилось на 499 человек и составило 19 059 человек из 98 стран мира, или 102% к уровню 2014 года (18 560 человек). Из общего количества иностранных учащихся 17 938 человек обучается в учреждениях высшего образования, 1121 — среднего специального и профессионально-технического образования.
Международные научные договоры
Подведомственными университетами ведется работа в рамках свыше 1820 международных научных и научно-технических договоров с организациями 64 стран мира. Работают 12 совместных центров международного научно-технического сотрудничества. Экспорт научно-технической продукции, работ, услуг в 2015 году составил 6,3 млн дол. США. Из них плановый объем средств от реализации научно-технической продукции по контрактам в 29 зарубежных стран составил 4,6 млн дол. США, за выполнение более 90 международных проектов в рамках международных программ, фондов, грантов — свыше 1,7 млн дол. США.
При этом ряд университетов не выполнил доведенные задания по экспорту высокотехнологичных и наукоемких товаров (работ, услуг). Нулевой результат показали Витебский, Могилевский, Брестский государственные университеты.
Внешнеэкономическая деятельность
В 2015 году организациями отрасли на международные рынки реализовано услуг образования на 61,8 млн дол. США.
Общий объем экспорта услуг за 2015 год по организациям Министерства образования составил 33,7 млн дол. США, темп роста экспорта услуг к соответствующему периоду 2014 года — 104,3%.
Темп роста экспорта услуг образования за указанный период к соответствующему периоду 2014 года составил — 100,0%; соответственно услуг в области науки — 153,0%, прочих услуг — 119,7%.
Восемь УВО из 21, подчиненных Министерству образования, выполнили доведенный на 2015 год плановый показатель по темпу роста экспорта услуг (БГПУ имени Максима Танка, ВГУ имени П.М.Машерова, ГГУ имени Ф.Скорины, БГУИР и др.); 13 УВО не выполнили задание. (…)
В 2016 году будет продолжена работа по наращиванию экспорта услуг и ожидается, что темп роста будет обеспечен на уровне 103,5% к уровню 2015 года, объем экспорта услуг составит 34,9 млн дол. США. (…)
В 2016 году необходимо завершить процесс преобразования и оптимизации структур, занимающихся организацией системы эффективного управления международным сотрудничеством в сфере образования.
В целях повышения эффективности международного сотрудничества, направленного на развитие экспортно-ориентированной деятельности учреждений образования, будет продолжена работа по совершенствованию маркетингового обеспечения экспорта услуг образования; созданию совместных образовательных структур за рубежом и нормативно-правового обеспечения их функционирования; расширению и осуществлению действенного контроля академической мобильности студентов, аспирантов, педагогических и научных работников, в том числе в соответствии с принципами формирования Европейского пространства высшего образования и национальными потребностями; организации подготовки иностранных граждан на английском языке по востребованным на перспективных внешних рынках специальностям с использованием в образовательном процессе “онлайновых”, дистанционных, сетевых технологий; развитию въездного образовательного туризма; выполнению пилотных проектов по привлечению на обучение в Республику Беларусь иностранных граждан.

9. Социальная, воспитательная и идеологическая работа
В учреждениях образования сложилась стабильно функционирующая система идеологической и воспитательной работы.
Реализованы мероприятия Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2011—2015 годы.
Обновленные Концепция и Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи закрепили главные задачи воспитания: формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания детей и учащейся молодежи, создание условий для актуализации предприимчивости, инициативы, успешного саморазвития и самореализации личности, подготовка к самостоятельной жизни и труду.
В Концепции определены новые направления воспитательной работы (поликультурное воспитание, воспитание в области охраны окружающей среды и природопользования; экономическое воспитание и др.).
Реализуются масштабные республиканские проекты, ставшие традиционными: республиканская акция детей и учащейся молодежи “Жыву ў Беларусі і тым ганаруся” (10 лет), республиканская акция “Я — грамадзянін Беларусі” (5 лет), республиканская героико-патриотическая акция “Спасибо солдатам Победы за то, что не знаем войны”, ставшая одним из значимых элементов празднования 70-летия Великой Победы нашего народа в Великой Отечественной войне.
В конце января 2016 года в Барановичах во время проведения Республиканского праздника “Барановичи — молодежная столица Республики Беларусь” дан старт республиканской гражданско-патриотической акции “Собери Беларусь в своем сердце”, направленной на изучение богатой истории и культуры родного края, ее знаменитых людей; содействие развитию внутреннего туризма, формирование активной гражданской позиции.
Учреждениям образования необходимо активно включиться в реализацию мероприятий данной республиканской патриотической акции.
Приняты дополнительные меры по совершенствованию шестого школьного дня.
В декабре 2015 года — январе 2016 года Министерством образования проводился мониторинг организации шестого школьного дня. В ходе мониторинга посещено более 140 учреждений общего среднего образования. В учреждениях общего среднего образования Гродненской, Гомельской областей сформирована система организации шестого школьного дня, устойчиво функционируют модели воспитательной работы по данному направлению.
Количество учащихся в учреждениях образования во время посещения (в течение 3—4 часов) варьировалось от 26,2% от общего числа учащихся до 95,2% (средняя школа № 38 Гродно). В различных учреждениях эта цифра колеблется от 40 до 80%. В качестве положительного примера можно отметить просветительско-образовательный профориентационный проект “Университетские субботы” для учащихся 5—11 классов, педагогов, родителей, который реализуется по инициативе управления образования Гомельского облисполкома, регионального Центра тестирования и профессиональной ориентации учащейся молодежи.
Четыре университета Гомеля — Гомельский государственный университет имени Ф.Скорины, Гомельский государственный технический университет имени П.О.Сухого, Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации, Гомельский государственный медицинский университет — проводят для школьников увлекательные лекции, мастер-классы, семинары, лабораторные занятия.
Ресурсы учреждений профессионально-технического, среднего специального, высшего образования в организации профориентационной работы с обучающимися учреждений общего среднего образования в шестой школьный день не исчерпаны и должны быть задействованы в полной мере.
Считаю необходимым в текущем году усилить работу в этом направлении.
Органам управления образованием необходимо продолжить системный контроль за организацией работы с учащимися в шестой школьный день, обеспечить ежеквартальный мониторинг его организации.
Одним из актуальных вопросов, требующих системного и целенаправленного подхода при организации шестого школьного дня, остается проведение физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с массовым охватом обучающихся.
Значимым ресурсом организации занятости обучающихся в свободное от учебы время, в том числе в шестой школьный день, являются учреждения дополнительного образования детей и молодежи, в которых созданы и развиваются инновационные направления и формы деятельности.
В ряде сельских районов на базе учреждений дополнительного образования детей и молодежи созданы зональные центры по проведению мероприятий шестого школьного дня для учащихся сельских школ (Поставский район Витебской области, Кормянский район Гомельской области, Берестовицкий район Гродненской области и др.).
В целях активизации работы по ранней профориентации учащихся учреждений общего среднего образования получило развитие движение JuniorSkills, направленное на привлечение внимания учащейся молодежи к миру профессий, оказание помощи в выборе дальнейшего профессионального пути.
Необходимо продолжить работу по поэтапному созданию в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи высокотехнологичных площадок, деятельность которых будет основана на инновационном стиле мышления, активном использовании современной техники, информационных и коммуникационных технологий и систем.
Актуальным в работе учреждений дополнительного образования остается совершенствование деятельности в сфере профессионального самоопределения учащихся, дальнейшее совершенствование работы по допрофильной подготовке учащихся, с выдачей по итогам 2016/2017 учебного года соответствующего свидетельства.
В 2015 году в Год молодежи Министерством образования совместно с заинтересованными уделялось особое внимание развитию детско-юношеского туризма. Более 181 тысячи учащихся и студентов приняли участие в туристических походах и более 67 тысячи в экскурсиях.
В целях гражданско-патриотического воспитания учащихся, пропаганды историко-культурного и природного наследия нашей страны Министерством образования Республики Беларусь совместно с заинтересованными разработан перечень рекомендуемых для посещения обучающимися в 2015/2016 учебном году экскурсионных объектов и туристических маршрутов в рамках проведения уроков, внеклассных мероприятий с учетом содержания учебных программ по учебным предметам.
Необходимо проанализировать итоги использования учреждениями образования указанного перечня в текущем учебном году и определить обязательные экскурсионные объекты и туристические маршруты для использования в образовательном процессе в 2016/2017 учебном году.

Студенческий и школьный спорт

 В 2015 году было организовано 123 (в 2014 году — 100) многоэтапных спортивных соревнований и спортивно-массовых мероприятий для обучающихся учреждений образования.
Проведена Республиканская спартакиада школьников (на первом этапе по 24 видам спорта приняли участие 149 895 учащихся, в финале — 2600), для студентов — Республиканская универсиада (на первом этапе по 29 видам спорта приняло участие 114 753 студента, в финале — 7059).
Результативно также участие белорусских студентов-спортсменов на XXVIII Всемирной летней универсиаде — 2015, которая прошла в Кванджу (Республика Корея). Наши студенты-спортсмены завоевали 12 медалей, из них 4 золотые, 3 серебряные и 5 бронзовых.
Расширено количество многоэтапных спортивных соревнований для школьников.
Особое внимание в 2016 году будет уделено взаимодействию с федерациями, в том числе при проведении фестиваля “Неделя спорта и здоровья”.
В 2016 году необходимо совместно с Министерством спорта разработать положение на внедрение массового проекта для детей школьного возраста по типу ГТО, который имел место в прошлом.
В 2016 году расширится спектр спортивно-массовых мероприятий для студентов.
По олимпийским видам спорта запланировано проведение соревнований Республиканской универсиады в рамках финансирования календарного плана спортивных и спортивно-массовых мероприятий, при этом количество спортивных дисциплин по олимпийским видам спорта увеличено с 18 до 20 видов (биатлон, триатлон).
Для поэтапного формирования студенческих лиг по игровым видам спорта в 2016 году наряду с проводимой с 2013 года студенческой лигой по футболу (мужчины) Положением об универсиаде предусмотрено проведение студенческих лиг по баскетболу среди мужских и женских команд.
В целях дальнейшей популяризации видов спорта в молодежной среде в мае 2016 года впервые запланировано проведение республиканского студенческого фестиваля по 8 неолимпийским видам спорта. Для расширения соревновательной практики в текущем году также предусмотрено проведение открытых кубков среди студентов по мини-футболу, футзалу, таиландскому боксу на призы Белорусской ассоциации студенческого спорта (далее — БАСС).
Кроме того, найдет свое продолжение и развитие республиканский фестиваль “Старт поколений”. Планируется проведение соревнований республиканского фестиваля “Старт поколений” во всех 52 учреждениях высшего образования страны.
В течение года организовано сотрудничество с БАСС по поддержке талантливой молодежи в системе университетского спорта.

Профилактика преступлений и правонарушений

В 2015 году системой образования была продолжена целенаправленная работа по профилактике преступлений и правонарушений среди детей и учащейся молодежи, формированию здорового образа жизни подрастающего поколения.
Учреждениями образования обеспечиваются правовое просвещение детей и родителей, организация занятости несовершеннолетних в свободное время, внедряются новые, современные интерактивные формы работы. Министерство образования в 2015 году осуществляло разработку и корректировку нормативных актов, регулирующих вопросы профилактики противоправного поведения, органами управления образованием и учреждениями образования обеспечена реализация Комплекса мероприятий по предотвращению распространения алкоголя, наркотических и психотропных веществ среди обучающихся.
Вместе с тем по итогам 2015 года по сравнению с 2014 годом на территории страны отмечен рост совершаемых несовершеннолетними и при их соучастии преступлений на 8,4% (с 2654 до 2878), в том числе наибольший в Минской (+33,7%; с 410 до 548) и Брестской (+20,5%; с 424 до 511) областях.
В основном рост подростковой преступности обусловлен увеличением числа преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств (+13,3%; с 464 до 526), в том числе во всех регионах, наибольший в Брестской (+35%; с 60 до 81), Минской (+31,9%; с 47 до 62), Гродненской (+24,2%; с 66 до 82) областях.
Министерство образования в 2015 году обеспечило работу межведомственной рабочей группы. В декабре истекшего года в правительство были направлены обоснованные предложения о создании в регионах специальных лечебно-воспитательных учреждений, что позволит сохранить и укрепить детско-родительские отношения, как одной из причин противоправного поведения несовершеннолетних, максимально привлечь родителей к реализации индивидуальных планов комплексной реабилитации несовершеннолетних, участию в жизни своих детей.
Названные предложения поддержаны правительством и включены в законопроект, который в весеннюю сессию будет рассмотрен Палатой представителей.
В целях их практической реализации органам управления образованием в рамках оптимизации сети детских интернатных учреждений необходимо проработать вопросы организационного характера:
выбор места расположения учреждения в регионе;
подбор помещения с учетом необходимости проведения комплексной реабилитации несовершеннолетних;
обеспеченность квалифицированными кадрами.
В текущем году необходимо дополнительно проанализировать работу учреждений образования по профилактике противоправного поведения детей и учащейся молодежи и принять действенные меры по ее совершенствованию. Необходимо на региональном уровне принять дополнительные меры по обеспечению занятости несовершеннолетних в свободное от учебы время с привлечением ресурсов не только учреждений дополнительного образования детей и молодежи, но и учреждений спорта и культуры.
Министерство образования в 2016 году планирует осуществить мониторинг состояния деятельности учреждений образования по профилактике преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, по итогам которого будут сформированы предложения по дальнейшему совершенствованию профилактической работы с несовершеннолетними.
Знаковыми событиями 2015 года, нацеленными на пропаганду семейного образа жизни, укрепление имиджа замещающих семей в обществе, стали фестиваль семей усыновителей и первый форум замещающих семей. (…)
В целях дальнейшего развития социальной и воспитательной работы необходимо обеспечить:
разработку региональных мероприятий по обеспечению занятости несовершеннолетних во внеурочное время, в том числе в шестой школьный день, вечернее время и каникулярный период с использованием ресурсов и площадок учреждений дополнительного образования детей и молодежи, учреждений культуры, спорта, труда и социальной защиты;
поэтапное создание в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи высокотехнологичных площадок;
повышение эффективности работы по реализации права каждого ребенка, утратившего родительскую опеку, на жизнь и воспитание в семье;
совершенствование профилактической работы по предупреждению употребления и распространения среди несовершеннолетних наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов;
систематическое проведение межвузовских и межшкольных спортивных соревнований.

10. Молодежная политика
Закончился Год молодежи. Молодежь доказала свою зрелость, приняв активное участие в выборах Президента Республики Беларусь. 98% студенческой молодежи проявили свою активную гражданскую позицию, придя на участки и отдав голос за своего кандидата. Этот год дал возможность обратить внимание всех структур на нашу молодежь.
В целом за последние годы удалось достичь положительных результатов в реализации государственной молодежной политики. Реализуется в полном объеме право молодых людей на образование. Создаются условия для укрепления института семьи, улучшения жилищных условий молодых семей.
Достигнута положительная динамика в организации трудовой занятости молодежи. В 2015 году в составе 3173 студенческих отрядов было трудоустроено 64,1 тысячи человек (для сравнения: в 2010 году в составе 769 студенческих отрядов трудоустроено 19,7 тысячи человек). Молодежь активно вовлекается в социально-общественную деятельность через органы самоуправления, общественные объединения молодежной направленности, волонтерское движение.
Обновляется нормативная база. Идет доработка предложений по внесению изменений в Закон “Об основах молодежной политики в Республике Беларусь”, подготовлен проект подпрограммы “Молодежная политика” государственной программы “Образование и молодежная политика” на 2016—2020 годы, принята концепция волонтерского (добровольческого) движения в Республике Беларусь, внесены изменения в Указ № 181 “О деятельности студенческих отрядов в Республике Беларусь” в части финансовой поддержки студотрядовского движения.
Но главное, что год вдохновил саму молодежь. Она сегодня готова проявлять свое творчество, принимать активное участие в инновационной деятельности, в создании IT-продуктов, развивать международное сотрудничество. Наша задача, задача государства — заметить, услышать, поддержать.
Считаю, что в 2016 году нужно, объединяя ресурсы, выходить на республиканские, межвузовские проекты, в первую очередь гражданско-патриотической, трудовой, экологической, здоровьеформирующей, профилактической направленности, которые объединили бы всю молодежь страны.
31 января 2015 года в Горках во время проведения республиканского студенческого форума “Молодежь — надежда и будущее Беларуси” по инициативе студентов был создан Общественный республиканский студенческий совет.
Основная задача студентов, которые выступили с предложением организовать такой совет, — помощь специалистам в поиске конструктивных решений проблем, которые стоят перед системой образования, посредством создания условий для широкого общественного диалога, вовлечения в него активной, мыслящей молодежи.
Основным направлением деятельности совета стала разработка предложений по главным направлениям реализации государственной молодежной политики с учетом проблем студенческой молодежи, в том числе улучшение качества образовательного процесса, объединение усилий органов студенческого самоуправления для реализации и защиты прав молодежи, участие в различных программах и проектах, анализ и представление интересов молодежи, организация взаимодействия Министерства образования, руководителей вузов и органов студенческого самоуправления.
За 2015 год Общественным республиканским студенческим советом (далее — ОРСС) был реализован ряд проектов.
Одним из первых проектов ОРСС стал запуск в феврале 2015 года в социальных сетях общественного обсуждения “Образование глазами молодежи”. Страница начала свою работу в одной из самых популярных соцсетей среди молодежи. (…)
В ноябре 2015 года создан Республиканский молодежный совет.
Республиканский молодежный совет — это общественное объединение, которое планирует вносить и рассматривать предложения по совершенствованию законодательства, нормативному правовому обеспечению молодежной политики в Республике Беларусь, обсуждать актуальные вопросы и проблемы молодежи, вырабатывать предложения и рекомендации, направленные на повышение результативности принимаемых решений по вопросам государственной молодежной политики, способствовать взаимодействию различных организаций и госструктур, которые работают с молодежью.
В состав совета вошли представители государственных органов, общественных объединений и профсоюзных организаций, молодых педагогов и ученых, работников научных организаций, учащейся и студенческой молодежи.
14 декабря 2015 года в Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь состоялась встреча Республиканского молодежного совета с депутатами Постоянной комиссии по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике. Участники ознакомились с профильной деятельностью Постоянной комиссии Палаты представителей. (…)

11. Экономика образования
Финансирование
Финансирование отрасли “Образование” в 2015 году обеспечивало ее стабильное функционирование. В полном объеме осуществлялись расходы по таким статьям, как заработная плата с начислениями, стипендии, продукты питания, прочие трансферты, коммунальные услуги. Основные мероприятия, проводимые в отрасли, финансировались, как правило, своевременно и в полном объеме.
В 2015 году на образование (без учета средств на капитальное строительство) направлено из бюджета 41,9 трлн рублей, или 4,8% от ВВП, с учетом внебюджета расходы на образование составляют 47,1 трлн рублей, или 5,4% от ВВП (…)
В 2016 году на образование (без учета средств на капитальное строительство) будет направлено из бюджета 48,5 трлн рублей, или 4,87% от ВВП, с учетом внебюджета расходы на образование составляют 53,9 трлн рублей, или 5,42% от ВВП.
Также необходимо отметить, что в 2016 году начата реализация проекта “Модернизация системы образования Республики Беларусь”, для чего привлечен займ Международного банка реконструкции и развития на сумму 50 млн долларов США.
В 2015 году Министерством образования совместно с областными и Минским городским исполнительными комитетами осуществлялась реализация пилотного проекта по апробации нормативного финансирования учреждений общего среднего образования, расположенных в городской местности.
В результате эксперимента:
повысилась эффективность функционирования учреждений общего среднего образования, участвовавших в пилотном проекте;
(При росте численности обучающихся на 1251 человека количество классов сократилось на 14, наполняемость классов увеличилась на 1 человека.)
увеличилась средняя заработная плата учителей учреждений общего среднего образования, участвующих в пилотном проекте;
(По сравнению с 2014 годом на 126,1%.)
улучшилось материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
(На оснащение учебной мебелью, оборудованием для учебных кабинетов, техническими средствами обучения, спортивным инвентарем, обеспечение учебно-методической и художественной литературой направлено дополнительно 16,1 млрд рублей.)
В целом пилотный проект по нормативному финансированию дал положительный результат, и правительством принято решение о его продолжении в 2016 году со значительным увеличением охвата учреждений общего среднего образования и обеспечением участия всех областей и Минска. В пилотном проекте будут участвовать 183 учреждения общего среднего образования восьми городов, а также сельской местности Лидского района.
Прогнозируются проблемы, обусловленные высоким уровнем социальной значимости отрасли образования, существующими различиями в финансировании регионов, плотностью и структурой проживающего в них населения, особенностями функционирования сельских учреждений образования, в том числе малочисленных, а также возможным выравниванием уровня финансирования отдельных регионов, учреждений образования.
Заработная плата
По итогам работы за 2015 год среднемесячная заработная плата по отрасли составила 4,8 млн рублей, или 72% от средней зарплаты в республике, учителей — 5,8 млн рублей, или 86,6%, профессорско-преподавательского состава — 8 млн рублей, или 118,7%.
В 2015 году завершен эксперимент по апробации отраслевой системы оплаты труда педагогических работников учреждений общего среднего образования, его результаты будут использованы в 2016 году при реализации пилотного проекта по нормативному финансированию учреждений общего среднего образования.
Отраслевая система оплаты труда позволила производить оплату труда дополнительных функций, выполняемых педагогами, в зависимости от качества, результатов их труда. Произошла существенная дифференциация в оплате труда, обусловленная характером, объемом и качеством выполняемых педагогами функций. Средняя заработная плата педагогических работников, участвующих в эксперименте, повысилась по сравнению со средней заработной платой педагогических работников в отрасли на 20%. (…)
Строительство
На строительство и реконструкцию объектов образования в 2015 году направлено 1,087 трлн рублей, в том числе республиканский бюджет — 98,1 млрд рублей, местный бюджет — 988,88 млрд рублей, за счет которых осуществлялось строительство 60 объектов. В эксплуатацию введены 20:
4 средние школы на 3805 ученических мест, 7 ДДУ на 1155 мест, 9 жилых домов для семей, воспитывающих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Госинвестпрограммой на 2015 год профинансировано 56 млрд рублей по 5 объектам образования. Освоение денежных средств составило 100%.
В 2016 году запланировано начало строительства студенческого общежития на 1032 места с использованием технической помощи КНР в комплексе “Студенческая деревня” (предусмотрено финансирование в количестве 19,8 млрд рублей).
Ремонт
В 2015 году на ремонт объектов образования направлено 1,26 трлн рублей, в том числе 90,7 млрд рублей за счет средств республиканского бюджета, 1 трлн рублей за счет местных бюджетов и 157,4 млрд рублей внебюджетных средств.
Финансовые средства направлялись на работы по термореновации зданий, установке стеклопакетов, замене наружных и внутренних инженерных коммуникаций, ремонт кровель, усиление несущих конструкций зданий и др. Капитальный ремонт выполнялся на 277 объектах учреждений образования.
Энергосбережение
Показатель по энергосбережению на 2015 год, доведенный Министерству образования постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.12.2014 № 1238 “О показателях прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2015 год”, в размере минус 4,0% выполнен.
По итогам работы за 2015 год Министерством образования показатель по энергосбережению выполнен на минус 4,7%.
Также выполнен этот показатель комитетом по образованию Мингорисполкома и всеми управлениям образования облисполкомов.
Показатель устанавливался в размере от минус 2,0% до минус 4,0%.
Согласно проекту Государственной программы “Энергосбережение” на 2016—2020 годы Министерству образования (по подчиненным организациям) будут доведены следующие показатели на 2016 год:
показатель по энергосбережению в размере минус 2,6%;
показатель по доле местных ТЭР в КПТ в размере 29,0%.

12. Кадровая политика по педагогическим специальностям
В 2015 году на работу в учреждения образования республики направлено 5536 молодых специалистов педагогических специальностей — выпускников высших и средних специальных учебных заведений, 97,2% приступили к работе.
Вопросы по закреплению молодых специалистов и их социальной поддержке находятся на постоянном контроле управлений образования облисполкомов. Поддержка молодых специалистов включает в себя прежде всего материальное стимулирование (частичная оплата за аренду жилья, организация бесплатного проезда или частичная оплата проезда, предоставление дополнительного отпуска, премиальные и другие выплаты). Оказывается содействие в получении льготных кредитов на приобретение домашнего имущества, товаров первой необходимости выпускникам учреждений высшего и среднего специального образования, приступившим к работе не по месту жительства родителей.
Дополнительные меры по поддержке молодых педагогов, принятые на уровне местных органов власти, позволили увеличить процент закрепления молодых специалистов после двухлетней отработки.
В соответствии с п. 1.4 распоряжения Президента Республики Беларусь от 17.02.2015 № 33рп “О предоставлении отдельных жилых помещений коммерческого использования” в жилом комплексе “Магистр” Министерству образования выделены для педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава государственных учреждений высшего образования 379 квартир (165 — однокомнатных, 170 — двухкомнатных и 44 — трехкомнатных).

13. О работе со СМИ
Одним из концептуальных направлений деятельности сферы образования является проведение широкой информационно-разъяснительной работы. (…) Несмотря на масштабную работу по организации и проведению публичного информирования общественности о деятельности системы образования, неизменно растет число индивидуального информирования граждан на основании запросов в устной и письменной форме. Данный факт свидетельствует о необходимости развития и дальнейшего совершенствования государственных услуг по информированию и разъяснению общественности норм действующего законодательства.
Об основных направлениях развития системы образования на период 2016—2020 годов
Согласно обозначенным в докладе намеченным к выполнению в 2016 году задачам, сделаем некоторые общие выводы.
Развитие системы образования Республики Беларусь в 2016 году будет осуществляться в соответствии с Государственной программой “Образование и молодежная политика” на 2016—2020 годы.
Для учреждений образования при формировании учебных программ и планов важным сегодня представляется понимание того, что одним из главных условий успешного инновационного развития страны является формирование современной экономики знаний как новой парадигмы образования.
Главная суть новой парадигмы образования — учение вместо обучения. В основе этого — развитие у обучающихся способностей, дающих возможность самостоятельно приобретать знания, творчески их перерабатывать, внедрять их в практику и создавать новое, научиться нести ответственность за свои действия.
Важным представляется, чтобы система образования обеспечивала не только получение необходимого для успешной работы, самореализации и развития объема знаний и умений, но и формирование у детей и молодежи гражданственности и патриотизма, исторического самосознания и толерантности, экономической и технологической культуры, привитие навыков здорового образа жизни, развитие личной инициативы и ответственности.
Среди основных приоритетов развития системы образования на ближайшие годы, которые позволят обеспечить качественное образование, можно выделить следующие:
обеспечение наиболее полного удовлетворения запросов семьи на образовательные услуги в системе дошкольного образования, в том числе на платной основе;
повышение качества общего среднего образования, включая приобретение учащимися компетенций, необходимых в практической деятельности;
формирование в учреждениях образования обучающей и воспитывающей среды, направленной на саморазвитие и личностный рост учащейся и студенческой молодежи;
организация системы высокоэффективного непрерывного образования;
осуществление в системе профессионально-технического и среднего специального образования структурно-содержательных преобразований, отвечающих прогрессивным общемировым тенденциям, переход на качественно новый уровень подготовки рабочих/служащих, специалистов с учетом инновационного развития экономики страны и потребности регионов. Подготовка квалифицированных конкурентоспособных рабочих и специалистов в соответствии с заказом реального сектора экономики;
разработка образовательных стандартов нового поколения; развитие дистанционного образования;
развитие образовательной среды учреждений образования посредством внедрения продуктивных технологий обучения и воспитания, комплексного обеспечения современным учебным оборудованием и средствами обучения, формирования облачной информационно-образовательной среды, содержащей качественные ресурсы и услуги и базирующейся на современных технических средствах информации;
оснащение учреждений образования современными средствами обучения, наращивание возможностей для свободного доступа к международным образовательным ресурсам;
расширение рынка образовательных услуг, академической мобильности обучающихся и педагогических работников;
развитие инклюзивного образования;
создание гибкой сети учреждений образования, в полной мере обеспечивающей реализацию запросов населения в получении основного, дополнительного и специального образования;
укрепление интеграции между производством, наукой и системой образования; расширение участия организаций — заказчиков кадров в обновлении материально-технической базы учреждений образования и разработке программ подготовки квалифицированных специалистов;
придание социальному партнерству нового импульса с целью обеспечения согласованности рынка труда и рынка образовательных услуг, устранение диспропорции в подготовке кадров по уровням образования, профессиям и специальностям, оптимизация образовательного пространства, обеспечения качества профессионального образования и его соответствия требованиям рынка труда, повышение конкурентоспособности выпускников и их максимальной адаптации к рынку труда;
укрепление кадрового потенциала учреждений образования с учетом современных требований к их отбору и подготовке; совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников и повышение социального статуса педагога в обществе;
формирование системы многоканального финансирования образования;
укрепление международного имиджа белорусского образования. Повышение качества, привлекательности и конкурентоспособности национальной системы образования Республики Беларусь в мировом образовательном пространстве, вовлечение в экспорт образовательных услуг средних специальных и профессионально-технических учреждений образования, выход на новые рынки услуг.
Как неоднократно подчеркивал Президент Республики Беларусь, “наша страна включена в глобальные образовательные процессы, но приоритет — это укрепление национальной системы образования”. Поэтому при разработке общей стратегии развития образования ориентируемся на имеющиеся достижения, национальные особенности и традиции отечественной системы образования.