Развиваем у учащихся ценностное отношение к прошлому своей страны: музейное занятие «Геноцид — трагедия народа»

- 16:26Журнал "Народная асвета", Образование

Одной из важнейших задач, стоящих перед обществом и современной школой, является формирование у молодого поколения убеждений в необходимости сохранения исторической правды о преступлениях гитлеровцев и их пособников в отношении белорусского народа в годы Великой Отечественной войны, а также умений противостоять попыткам фальсификации истории и реабилитации нацизма.

Н.А.ЛИХАНОВА, учитель истории и обществоведения высшей квалификационной категории СШ № 1 г. Лиды

В нашей школе функционирует историко-краеведческий музей «Наследие», в экспозиции которого представлены экспонаты периода оккупации Лиды немецко-фашистскими захватчиками. Это дает возможность более широко освещать тему геноцида белорусского народа, создавать для учащихся ситуации эмоционального вовлечения и сопереживания.

Предлагаем вашему вниманию музейное занятие с элементами исследования «Геноцид – трагедия народа» для учащихся 9–11 классов.

Цель занятия: формирование у учащихся исторической памяти через эмоциональное восприятие образов трагического прошлого белорусского народа.

Задачи:

  • показать масштаб и характер совершенных немецко-фашистскими захватчиками и их пособниками преступлений в отношении мирных жителей на территории Беларуси;
  • способствовать осознанию важности сохранения и укрепления мира как высшей ценности;
  • развивать коммуникативные способности, а также навыки исследовательской деятельности.

Оборудование: учебное пособие «Геноцид белорусского народа в годы Великой Отечественной войны» (1–4, 5–9, 10–11 классы); видеоролики из цикла «Геноцид. Дело №», снятые телеканалом ОНТ на основе показаний свидетелей и очевидцев преступлений фашистов и их пособников в годы Великой Отечественной войны; раздаточный материал.

Ход музейного занятия

І. Организационно-мотивационный этап

Учитель. Война принесла белорусскому народу много горя, бед, бесчисленных потерь. На фронтах героически сражались солдаты Красной Армии, а мирное население мужественно переносило тяготы оккупационного режима, установленного немецкими властями. История еще не знала таких злодеяний и бесчеловечности, которые совершались фашистами и их пособниками на белорусской земле.

Вопрос. Как вы понимаете выражение «без срока давности»?

Предполагаемый ответ. Есть преступления, за которые даже по истечении многих лет можно привлечь виновных в них лиц к уголовной ответственности.

Учитель. Согласно статье 1 Конвенции о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества (1968 г.) срок давности не может применяться к деяниям, совершенным нацистскими палачами и их пособниками, так как они относятся к числу тягчайших преступлений против мира и безопасности человечества.

Задание 1. Прочитайте материал учебного пособия «Геноцид белорусского народа в годы Великой Отечественной войны» (для 5–9 и 10–11 кл., стр. 4), дайте определение термина «геноцид» и назовите признаки, по которым действия немецко-фашистских захватчиков можно классифицировать как геноцид.

Предполагаемый ответ. Геноцид – преднамеренное уничтожение групп людей по национальному, расовому, этническому или религиозному принципу. К его признакам относятся: убийство членов группы; создание таких условий, при которых люди не могут выжить; причинение телесных или психических увечий; насильственное изъятие детей; предотвращение рождения детей.

Учитель. Генеральной прокуратурой Республики Беларусь в апреле 2021 г. возбуждено уголовное дело по факту геноцида населения Беларуси во время Великой Отечественной войны и в послевоенный период. По инициативе Генеральной прокуратуры Республики Беларусь в январе 2022 г. принят Закон «О геноциде белорусского народа».

Вопрос. Какое значение имеет данный закон для нашей страны?

Предполагаемые ответы. Увековечение памяти жертв геноцида белорусского народа; признание и осуждение геноцида белорусского народа на международном уровне; распространение достоверной информации о геноциде белорусского народа.

Учитель. В рамках расследования данного уголовного дела представители прокуратуры собирали и продолжают собирать доказательства проявления политики геноцида: беседуют с людьми, которые являлись свидетелями злодеяний фашистских преступников (бывшие узники фашистских конц­лагерей, тюрем и гетто, ветераны войны, лица, принимавшие участие в партизанском движении и подполье на оккупированной территории БССР).

Педагог предлагает ребятам провести учебное исследование: изучить документы, фотоматериалы времен Великой Отечественной войны и предоставить факты, подтверждающие ведение фашистской Германией политики геноцида белорусского народа. Учащиеся делятся на группы.

ІІ. Основной этап

  • Раздел «Мирное население»

Учитель. Для осуществления своих бесчеловечных деяний фашистской Германией был разработан план «Ост».

Задание 2. Изучите содержание плана «Ост» (учебное пособие, стр. 6), проанализируйте его и определите, можно ли считать данный план осознанным геноцидом.

Предполагаемый ответ. Генеральный план «Ост» нацистской Германии – план порабощения и уничтожения народов СССР, славянского и еврейского населения завоеванных территорий. Согласно данному плану народы Восточной Европы полностью лишались государственности, языка, национальной культуры, национальное богатство присваивалось Германией, уцелевшему населению отводилась роль рабов.

Задание 3. Группы получают наборы фотографий, на которых запечатлены факты геноцида белорусского народа. Необходимо распределить предложенные снимки по тематике (насильственный сбор у населения продовольствия и скота, разрушение городов, принудительные работы, массовое уничтожение мирного населения), выбрать из каждой группы фото наиболее значимые и на их основе создать фотоколлаж.

После презентации полученных результатов учащиеся знакомятся с исследовательскими работами участников школьного объединения по интересам «Краеведы», в которых представлены характеристики оккупационного режима, установленного фашистами на территории г. Лиды и Лидского района.

Задание 4. Изучите музейный экспонат – легитимация, выданная в 1943 г. Лидским рейхскомиссариатом на имя Леошко Марии, определите, что такое легитимация и о чем свидетельствует данный документ.

Предполагаемый ответ. Оккупационной властью предписывалось иметь местному населению аусвайсы, или легитимацию (удостоверения личности). Выдавались они с одной целью – контроль за перемещением жителей внутри населенного пункта. Выходить на улицу без данного документа было запрещено. Помимо фотографии, имени, фамилии, даты и места рождения, в легитимацию заносились сведения о национальности человека. К евреям требования были очень жесткие: им запрещалось самостоятельно передвигаться по городу. Нарушение пропускного режима каралось смертью.

Задание 5. Проанализируйте воспоминания В. Ф. Гузовского (1922 г.р., жителя деревни Докудово Село – 1 Лидского района) и определите, какие факты характеризуют проявление политики геноцида.

«У гады вайны немцы размяшчалiся ў нашай вёсцы. У канцы мая 1942 г. яны пачалi лавiць маладых хлопцаў гадоў дваццацi… Каго забiралi, адвозiлi ў турму. Адтуль адпраўлялi на станцыю i садзiлi ў вагоны. У вагоне людзi былi адусюль… Немцы есцi не давалi: хто з турмы – галодныя ехалi, каго з хаты забiралi – крыху было. Везлi нас доўга. Толькi ў лiпенi 1942 г. мы апынулiся ў Аўстрыi. Працавалі на чыгунцы: шпалы лажылi, рэйкi мянялi. Жылi ў бараку па 40 чалавек… На суткi давалi 200 г хлеба, ежу прывозiлi ў бочках…» (записано учащимся школы в январе 2010 г.).

Предполагаемые ответы. Оккупанты насильственно вывозили на принудительные работы лиц из числа гражданского населения, в частности, на территорию Германии, Австрии. В годы оккупации БССР немецко-фашистскими захватчиками в немецкое рабство было угнано свыше 380 тыс. человек.

  • Раздел «Военнопленные»

Учитель. Жестоким пыткам, каторжному труду подвергались и военнопленные.

Задание 6. Проанализируйте документы и определите факты, свидетельствующие о политике геноцида.

Группам раздаются конверты, в которых содержатся:

а) историческая справка: «В городе Лиде был организован крупный лагерь советских военнопленных. Он действовал с июля 1941 г. по март 1942 г. На 4 июля 1941 г. в лагере содержалось 2600 военнопленных, на 15.07.1941 г. – 2700, на 26.07.1941 г. – 3000»;

б) воспоминания бывшего военнопленного, позднее партизана отряда «Искра» А. А. Багмута: «Нам выдавали по сухарю на день и котелок похлебки…»;

в) воспоминания жителей Лиды: «Внутри развалин Лидского замка фашисты создали транзитный лагерь для военнопленных – дулаг № 155. Советских солдат и командиров приводили сюда колоннами. Содержались военнопленные в ужасных условиях. Часто им не давали пить, многие не имели при себе ни котелков, ни фляжек, в которые можно было бы набрать похлебку. В таких случаях пленники снимали с себя сапоги, пилотки. В 1942 г. советские военнопленные были принудительно привлечены к строительству переправы через р. Неман в районе г. Берёзовка Лидского района. После окончания работ 200 человек были расстреляны и похоронены в общей могиле»;

г) фотография, на которой представлена самодельная пара обуви из шин, скрепленных проволокой, принадлежавшая военнопленному красноармейцу (останки солдата перезахоронены в районе д. Тарново Лидского района, находка хранится в Лидском историко-художественном музее).

Предполагаемые ответы: военнопленные содержались в тяжелых условиях без еды, воды и одежды; некоторым узникам удавалось, используя подручный материал, сделать себе обувь, чтобы защититься от холода и сырости. Многие умирали от голода и болезней, кто оставался в живых – привлекались врагами для тяжелых работ, а затем подлежали уничтожению.

  • Раздел «Выжженная земля»

Учитель. Одной из форм нацистской политики геноцида и «выжженной земли» на оккупированной советской территории было уничтожение деревень, часто вместе с населением.

Учащимся предлагается просмотреть видеоролики «Геноцид. Дело №», послушать показания свидетелей и очевидцев преступлений фашистов и их пособников в годы Великой Отечественной войны.

Вопрос. Какая деревня стала символом сож­женных деревень?

Предполагаемый ответ. Деревня Хатынь, сожженная вместе с жителями 22 марта 1943 г.

Учитель. Судьбу Хатыни за годы Великой Оте­чественной войны разделили тысячи деревень нашей страны. Согласно последним исследованиям  в Беларуси немецко-фашистскими захватчиками было разрушено и сожжено более 9 тысяч деревень. Цифра эта постоянно меняется в сторону увеличения, так как работа по уточнению скорбного списка не прекращается.

Задание 7. Проанализируйте карту сожженных деревень, размещенную на сайте Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, назовите деревни Лидского района, которые были сожжены вместе с жителями (QR-код карты и памятка по работе с ней размещены в учебном пособии  для учащихся 5–9 классов, стр. 24).

Предполагаемый ответ. Деревни Лесники, Лайковщина, Микуличи, Нетечь, Новоселки, Смоляки, Татарцы, Чапли, Докудово, Докудово Село–1, хутора Мыта и Острово.

  • Раздел «Дети»

Учитель. Одной из наиболее жестоких форм проявления геноцида в отношении населения Беларуси в годы Великой Отечественной войны стали массовые преступления против детства. Фашистами отдавались приказы об уничтожении детей, создании концлагерей и проведении медицинских опытов над несовершеннолетними. За время оккупации в Беларуси уничтожено 166 885 детей, сиротами стало более 138 тысяч, почти 30 тысяч было вывезено в Германию. Узниками лагерей смерти стали более 35 тысяч белорусских детей. По данным информационного агентства БелТА, на территории Беларуси в 1941–1944 годах действовали 16 детских концлагерей.

Вопрос. Какие детские концентрационные лагеря, находящиеся на территории Беларуси, стали олицетворением зверских деяний нацистов?

Предполагаемый ответ. Деревня Красный Берег Жлобинского района Гомельской области, деревня Скобровка Пуховичского района Минской области.

Учитель. С 27 мая 1944 года в селе Скобровка открылся лагерь смерти для детей в возрасте от 7 до 14 лет, привезенных из Полесской области. В докладной записке секретаря Минского подпольного обкома КП(б)Б И. Бельского от 13 июля 1944 года отмечено: «…немцы силой отбирали у родителей их детей от 7 до 14 лет и делали их донорами для своих солдат. Только в дер. Скобровка Пуховичского района гитлеровские кровожадные звери отвезли из деревень Стародорожского, Любанского и других районов до 3000 детей, морили их голодом и высасывали кровь для немецких солдат». В настоящее время в Республике Беларусь в местах массового убийства детей установлены скульптурные композиции.

Педагог обращает внимание учащихся на слайд, на котором изображены два памятника, расположенных в д. Красный Берег Жлобинского района и в п. Домачево Брестского района. Учащиеся получают карточки для работы.

Задание 8. Воспользуйтесь QR-кодом, прочитайте и проанализируйте материал о представленных скульптурных композициях, посвященных детям – жертвам геноцида. Внесите в карточку следующую информацию: место расположения  концлагеря, возраст содержавшихся в нем детей, преступные действия, совершаемые по отношению к ним, число погибших.

После выполнения задания ребята совместно с педагогом размышляют над тем, как трагические события отображены в данных скульптурных композициях, какие выразительные средства использованы авторами, чтобы передать детскую боль и трагедию народа. Затем учитель знакомит школьников с информацией об еще одном установленном прокуратурой месте принудительного содержания детей – концлагере на территории бывшей Спорковской восьмилетней школы в д. Спорковщина Лидского района. 

Задание 9. Предложите свой вариант скульптурной композиции для размещения на месте данного концлагеря.

Организуется презентация результатов.

III. Заключительный этап

Задание 10. Подведите итоги, какие признаки геноцида были установлены вами в процессе выполнения заданий. 

Предполагаемый ответ. Целенаправленное уничтожение мирного населения; создание условий, при которых люди не могут выжить; пытки и насилие; изъятие и убийство детей; предотвращение рождения детей.

Группам предлагается написать утверждения, которые бы отражали весь ужас геноцида.

Утверждения

  • Геноцид: трагедия человечества!
  • Геноцид: повторить нельзя!
  • Геноцид: нельзя понять, нельзя оправдать!
  • Геноцид: нельзя забыть, нельзя простить!

ЛИТЕРАТУРА

1. Геноцид белорусского народа в годы Великой Отечественной войны: учебное пособие для учащихся учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения и воспитания (1–4, 5–9, 10–11 классов) / составители: В. В. Толкачёв [и др.]. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2023.

2. Памяць: Лiда i Лiдскi раён: Гiсторыка-дакументальная хронiка гарадоў i раёнаў Беларусi / рэдкал.: В. Г. Баранаў [i iнш.]. – Мінск: Беларусь, 2004. – 566 с.

Фото для превью из архива редакции, носит иллюстративный характер