Вячеслав Антоненко: «Педагоги ответственны перед будущим. Нужно показывать своим примером эту ответственность»

- 16:23Моя гражданская позиция

Гражданственность и патриотизм — одно из ведущих направлений воспитательной работы в учреждениях образования, отметил в беседе с корреспондентом “Настаўніцкай газеты”  директор средней школы № 12 Гомеля Вячеслав Антоненко.

Наша страна за последние сто лет испытала не одно потрясение. И самое последнее, пережитое практически всеми, все еще стоит перед глазами. Извлекли ли мы урок из произошедшего? Осознали ли до конца, почему так произошло? Знаем ли, что дальше нужно делать, чтобы подобное не повторилось? Каждый по-своему сформулирует ответы на эти нелегкие и очень взрослые вопросы.

Гражданственность и патриотизм — одно из ведущих направлений воспитательной работы в учреждениях образования. И очень важно, чтобы педагоги серьезно разбирались в каждом из следующих понятий: государство и нация, народ и общество, человек и гражданин, Отечество и родная сторона, долг и права, традиции и нацио­нализм, — продолжает собеседник. — Все предпосылки для наличия таких знаний у учителей имеются, ведь начиная с юных лет все молодые люди изучают эти термины в школе на уроках обществоведения и истории, в рамках дисциплин “Политология” и “Идео­логия белорусского государства” в вузах. Но важно не только знать, что значит каждое из перечисленных слов. Важно воспитать к ним бережное и внимательное отношение. Чтобы невозможно было манипуляторам, специалистам информационно-психологического воздействия, псевдолидерам общественного мнения втягивать людей в процессы разрушения и уничто­жения.

Не для всех пока еще очевидно, но наша страна после событий 2020 года изменилась. Мы уже совершенно другие белорусы. Которые, например, не будут принимать на веру все то, что распространяют мессен­джеры и со­циальные сети.

Сегодня в Беларуси зарождается то самое настоящее гражданское общество, о котором постоянно говорит наш Президент и которое уже не позволит стране быть прежней. И она не будет прежней. Она будет лучше, как бы кто-то сегодня еще ни пытался этому сопротивляться в надежде, что сейчас “все закончится и будет как раньше”.

Правда, для этого еще крайне важно воспитать в новом ценностном ряде и наше новое поколение, наших детей.

Мы потеряли в той борьбе многих активных и инициативных, имеющих высокий уровень интеллекта, обладающих востребованными во всем мире компетенциями специалистов — инженеров-программистов, предпринимателей, врачей. Но приобрели большее — независимость в принятии важных для каждого решений и политический, нравственный и культурный суверенитет. Ведь те, кто уехал, отправились за золотым тельцом и на вторые роли, вместо того чтобы остаться там, где тебя ценят и любят, там, где ты элита общества, там, где у тебя было если не все, то многое.

Так кого же нам нужно воспитывать?

Давайте начнем с конца и попробуем сформулировать, каким же должен быть выпускник школы, чтобы он стал настоящим гражданином и патриотом страны.

Самое важное качество, которым должен обладать каждый молодой человек, по моему мнению, — ответственность. Не только перед собой, семьей, друзьями, но и перед теми, кто за тебя в ответе, твоими педагогами или руководителями, твоим народом и государством.

У человека всегда есть выбор. В критической ситуации в том числе. И только от него зависит, какой он сделает выбор, в чью пользу: в угоду своим интересам или на благо окружающим и ближним.

Мы можем долго рассказывать нашим юношам о патриотизме, а в итоге, когда нужно будет защищать себя, свой дом, Отечество, сколькие из них будут морально готовы пожертвовать собой? Если многим уже сейчас не хочется служить в мирное время в армии, считая время, проведенное в ней, потерянным… И некоторые взрослые такое отношение к священному долгу поддерживают. Так быть не должно!

Мы можем много говорить девушкам о смысле жизни, их предназначении и вечных ценностях, но выбирают ли они потом создание, развитие и сохранение семьи делом своей жизни? Или думают прежде всего о карьере, комфорте, впечатлениях и удовольствии от жизни?

Взрослые, педагоги сегодня ответственны перед будущим. Показывайте своим примером эту ответственность, обсуждайте с детьми прошлое, настоя­щее и будущее, влияйте на их выбор!