Какой быть инклюзии: образовательная среда инклюзивного образования

- 15:54Рознае

Работа секции Образовательная среда инклюзивного образованиябыла организована на базе средней школы 25 Минска, имеющей многолетний опыт интегрированного обучения и воспитания детей с ОПФР. Перед заседанием секции участникам конференции была предоставлена возможность познакомиться с группами предметных и пространственных средовых ресурсов, включенных в образовательную среду данного учреждения. В работе секции приняло участие 45 человек.

средней школы 25 Минска Ольга Александровна Якушик, заведующая яслями-садом 549 Минска Наталья Владимировна Петроневич).

Э.Е.Сенишенкова  поделилась опытом создания предметных средовых ресурсов для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата в Осиповичской государственной специальной общеобразовательной школе-интернате для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Большой интерес вызвали приспособления для детей, которые изготавливаются учителями-дефектологами самостоятельно из подручных материалов и не требуют больших материальных затрат.

Была отмечена несомненная важность использования информационно-коммуникационных технологий в организации адаптивной образовательной среды. Так, старший научный сотрудник лаборатории образовательных инфраструктур Института системных проектов Московского городского педагогического университета А.Б.Меньков описал опыт и перспективы использования логопедического тренажера Дэльфа для детей с ограниченными возможностями здоровья. Подходы к организации информационно-технологической инфраструктуры ресурсного центра инклюзивного образования были освещены в докладе О.В.Даливеля, заведующего  кафедрой тифлопедагогики Института инклюзивного образования БГПУ.  Учитель математики средней школы № 6 Кобрина В.Я.Логвинович познакомил с возможностью бесплатной платформы Оскар, предназначенной для проведения конкурсов и олимпиад физико-математической направленности, учитывающей особые образовательные потребности и возможности учащихся с ОПФР.

Большое  внимание  было уделено также организационно-смысловым и социально-психологическим средовым ресурсам адаптивной образовательной среды инклюзивного образования. Генеральный директор компании TOUCH PROJECT  И.С.Жук презентовала опыт российских коллег в области организации  доступной среды детям с ограниченными возможностями здоровья “Сенсорные пространства в городской среде”. Был продемонстрирован опыт использования современных образовательных технологий в обучении и воспитании детей с ОПФР. Так, использование технологии тимбилдинга представила Е.В.Красовская, заместитель заведующей яслями-садом № 10 Пинска, учителя-дефектологи средней школы № 137 Минска Я.А.Чалей и И.В.Чернецова рассказали о возможностях использования интернет-портала POSTCROSSING на коррекционных занятиях с учащимися с ОПФР. Учитель-дефектолог средней школы № 177 Минска У.А.Гречиха поделилась опытом использования метода мнемотехники.

В целом работа секции прошла на высоком научно-практическом уровне. Было акцентировано значение правильной организации  адаптивной образовательной среды в учреждении инклюзивного образования. Подчеркнуто значение учета не только предметно-пространственных, но и организационно-смысловых и социально-психологических  средовых ресурсов ее организации.

Министерство образования Республики Беларусь.