Методическая копилка: как сформировать грамотного читателя

- 15:15Образование, Портфолио

Постигать миры и пространства, созданные большими поэтами и писателями, сегодняшнему школьнику очень сложно. Однако это постижение необходимо как свежий воздух, как глоток родниковой воды.

Людмила КАЦНЕЛЬСОН, учитель русского языка и литературы средней школы № 34 Витебска

Сегодня многие родители связывают школьное образование только с баллом аттестата. Для большинства учащихся огромный мир сосредоточен в гаджетах, классика — в кратких пересказах. А ведь книга — великий дар. Не зря мудрость гласит, что сначала следует поднять оброненную книгу, а потом уж золото.

Великому В.Гете принадлежат такие слова: “Добрые люди и не подозревают, каких трудов и времени стоит научиться читать”. Кому-то покажется парадоксальным это высказывание. Сказано невероятно точно: чтение — сложный процесс, который подразумевает умение вникать в смысл написанного, вступать в диалог с автором.

Хорошая литература — это спасение от душевного хаоса. Поэтому не стоит идти по пути наименьшего сопротивления, позволяя учащимся не читать авторские тексты, заменяя их критикой, кратким пересказом, просмотром экранизаций. Ведь результат налицо: появилось большое количество молодых людей с минимальными или нулевыми знаниями, но с апломбом всезнаек.

Важное свойство современного культурного человека — это умение понимать, оценивать тексты, размышлять над ними, углублять свои знания. Заинтересованное, грамотное чтение дает возможность лучше понять себя и окружающих людей, позволяет взглянуть на факты и явления с разных сторон.

Читая хорошие книги и участвуя в последующем их обсуждении на уроке, школьники учатся рассуждать, моделировать описан­ные ситуации в реальной жизни, делать важные для себя выводы. Сегодня перед учителем стоит задача научить учащихся использовать полученные знания в различных сферах человеческой деятельности.

Остановлюсь на уроках литературы, где в большей степени формируется грамотный читатель. Очень важно, чтобы учащиеся понимали: книгу читают не для того, чтобы ответить на вопросы учителя. Главное — найти ответы на жизненные вопросы.

Урок литературы дает возможность ученику примерить на себя разные роли: ученика и учителя, героя дня и редактора, актера, журналиста, оратора и т.д. Урок должен быть лишен монотонности, предсказуемости. Здесь не должно быть вопросов и заданий, которые требуют одно­сложных ответов. Все направлено на глубину постижения художественного текста, формирование сложной человеческой личности.

Как могут формулироваться вопросы? Например: “Если знание — сила, то почему тогда горе от ума?” (А.С.Грибоедов “Горе от ума”), “Можно ли быть одновременно зрячим и слепым?” (А.Платонов “В прекрасном и яростном мире”), “Герой капитан Копейкин и “герой” Чичиков — в чем их разительное отличие?” (Н.В.Гоголь “Мертвые души”). Или можно предложить задание такого типа: “Выведите формулу любви” (А.И.Куприн “Гранатовый браслет”).

Урок литературы имеет свою специфику. Он должен будоражить ум и душу, так как здесь формируется “внутренний человек”, способный мыслить, уважать других, брать на себя ответственность, осознавать себя и мир вокруг.

В работе придерживаюсь постулата: ценность литературы в духовно-нравственном потенциале. Поэтому нельзя подменять авторский текст суррогатом (кратким пересказом). Это бессмысленно и вредно, ведь никакого развития личности не происходит. Это все равно как выдавать безделушки за драгоценности. Классика — бесценное сокровище духовного опыта человечества. Это вершина, а на вершину всегда трудно взбираться. Необходимо преодоление себя, а это и есть сложный путь к самосовершенствованию.

***

“Москва не сразу строилась…” Не сразу и учащиеся идут за учителем, не сразу становятся думаю­щими читателями. Это долгий, кропотливый совместный труд. Нам, учителям, всегда следует помнить, что наши усилия, упорство, изобретательность работают прежде всего на искоренение ветхого сознания в головах и душах подростков, основные принципы которого можно сформулировать так: “Все для меня, я в центре всего, моя выгода — это и есть справедливость, моя страстишка и есть добро”.

Прикосновение к прекрасному постижение смыслов внутреннее преображение. Все это должно вытеснять из сознания учащихся ложные доктрины. Важно подготовить школьников к реальной жизни, где знания о себе и мире помогут им стать успешными и полезными стране.

В поиске смыслов

Без эмоционального накала, без сопереживания, без желания дойти до истины нет грамотного, заинтересованного чтения.

Фото Натальи Колядич используется в качестве иллюстрации

На каждом уроке для учащихся создаются условия, чтобы вовлечь их в мыслительный процесс и тем самым развивать у них навыки сравнивать, общаться, делать выводы на основе смыслов, содержащихся в авторском тексте. Поиски смыслов, интерпретация смыслов — путь к читательской заинтересованности, к долгожданной цели — научиться читать.

Важный этап любого урока — опрос. Это как допуск к серьезному и продуктивному разговору. Вот некоторые формы опроса: тесты, состоящие из цитат изучае­мого произведения, письменный пересказ ключевых эпизодов, “тихий опрос”, каверзные вопросы на знание деталей текста, словесная дуэль, блицтурниры и т.д.

А.С.Пушкин “Капитанская дочка”. Формирование характера и взглядов Петра Гринева. На этом уроке использую анализ ключевых эпизодов, элементы исследовательской деятельности. Скрупулезная работа с текстом дает возможность учащимся прийти к выводам по следующим темам: “Характер и взгляды человека формируют семейное воспитание”, “Пример любящих родителей”, “Образ отца” (человека, послужившего Отечеству), “Напутственные слова родителей как жизненный ориентир”, “Нравственный выбор в реальных жизненных ситуациях”. В итоге ребята осознают, что жизнь — это цепь испытаний человеческой чести и порядочности. Честь и порядочность — нравственная основа человеческих отношений.

Выходя из стен школы, вчерашние учащиеся должны понимать, как строятся человеческие отношения, как научиться прочитывать людей, которые их окружают, осознавать, почему люди в тех или иных ситуациях поступают именно таким образом, что ими движет.

Еще один урок из моей практики — это урок-проект, где используются разнообразные виды деятельности: мыслительная, речевая, коммуникативная. Такой урок нацелен на углубление знаний учащихся, расширение их сознания, обогащение эмоционального мира. Он формирует мировоззренческие основы, учит аргументированно отстаивать свою точку зрения.

Урок-проект в 9 классе “Странные люди” (образы Чацкого, Онегина, Печорина). На этом уроке у трех счастливчиков есть возможность войти в образ героев известных произведений. Весь класс готовится к интеллектуальной дуэли, в которой участвуют Чацкий, Онегин, Печорин, готовые отстаивать свои убеждения и взгляды на жизнь. Точка зрения каждого из них будет подвергнута серьезному сомнению и критике.

Вопросы к героям изученных художественных произведений.

Чацкому: В чем вы хотели убедить Фамусова и его гостей, ведь вы хорошо знае­те уклад жизни этих людей и образ их мыслей? Почему вы не покинули дом Фамусова, когда узнали, что Софье вы неинтересны? Можете ли вы извлекать уроки из собственных жизненных ошибок?

Онегину: Вам знакомы муки совести? Как вы относитесь к любви, семейным отношениям? Почему Татьяна заинтересовала вас лишь тогда, когда стала светской дамой, замужней женщиной?

Печорину: Почему не дорожите ­своей жизнью, хотя вы человек недюжинного ума? Почему вы так безжалостны к Мери? Вы не поняли, что она вас искренне любит? Что мешает вам быть счастливым?

Уроки такого типа, по моему мнению, закладывают фундамент осознанного и осмысленного взгляда на жизнь, человеческие отношения.

Урок-проект в 10 классе “Припряжем подлеца?” (по поэме Н.В.Гоголя “Мертвые души”). Почему этот урок важен? Учащимся необходимо научиться видеть истинное лицо человека, с которым их сталкивает жизнь. Павел Иванович Чичиков — замечательный образ для рассмотрения. В нем сочетается, казалось бы, несочетаемое: благопристойность и бессовестность, любезность и безжалостность и т.д.

Урок готовится тщательно и заблаговременно, на нем представлены репортеры и редакторы (выпуск альманаха, посвященного Чичикову, и газеты “Новости города NN”), искусствоведы (“Чичиков глазами художников”), киногруппа с нарезкой эпизодов из кинофильма “Похождения Чичикова”, она же организует обсуждение просмотренного материала.

Приходим с ребятами к выводу, что Чичиков — находчивый мошенник, нашедший лазейку между законами. Его жизненная мораль — накопительство и приобретательство. Он верит в то, что “все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой”. Жизненно и актуально! Итогом являет­ся написание сочинения-миниатюры. В качестве темы берется ироничное гоголевское высказывание: “Теперь у нас подлецов не бывает”. А у нас?

Расшифровка смыслов авторских художественных текстов — это своеобразное накопление жизненного опыта. Знания, полученные на таких уроках, носят прикладной характер. Проблемы, которые обсуждаются, взяты не из воздуха, а из наблюдений талантливых художников слова за жизнью и нравами людей.