Постигать миры и пространства, созданные большими поэтами и писателями, сегодняшнему школьнику очень сложно. Однако это постижение необходимо как свежий воздух, как глоток родниковой воды.
Сегодня многие родители связывают школьное образование только с баллом аттестата. Для большинства учащихся огромный мир сосредоточен в гаджетах, классика — в кратких пересказах. А ведь книга — великий дар. Не зря мудрость гласит, что сначала следует поднять оброненную книгу, а потом уж золото.
Великому В.Гете принадлежат такие слова: “Добрые люди и не подозревают, каких трудов и времени стоит научиться читать”. Кому-то покажется парадоксальным это высказывание. Сказано невероятно точно: чтение — сложный процесс, который подразумевает умение вникать в смысл написанного, вступать в диалог с автором.
Хорошая литература — это спасение от душевного хаоса. Поэтому не стоит идти по пути наименьшего сопротивления, позволяя учащимся не читать авторские тексты, заменяя их критикой, кратким пересказом, просмотром экранизаций. Ведь результат налицо: появилось большое количество молодых людей с минимальными или нулевыми знаниями, но с апломбом всезнаек.
Важное свойство современного культурного человека — это умение понимать, оценивать тексты, размышлять над ними, углублять свои знания. Заинтересованное, грамотное чтение дает возможность лучше понять себя и окружающих людей, позволяет взглянуть на факты и явления с разных сторон.
Читая хорошие книги и участвуя в последующем их обсуждении на уроке, школьники учатся рассуждать, моделировать описанные ситуации в реальной жизни, делать важные для себя выводы. Сегодня перед учителем стоит задача научить учащихся использовать полученные знания в различных сферах человеческой деятельности.
Остановлюсь на уроках литературы, где в большей степени формируется грамотный читатель. Очень важно, чтобы учащиеся понимали: книгу читают не для того, чтобы ответить на вопросы учителя. Главное — найти ответы на жизненные вопросы.
Урок литературы дает возможность ученику примерить на себя разные роли: ученика и учителя, героя дня и редактора, актера, журналиста, оратора и т.д. Урок должен быть лишен монотонности, предсказуемости. Здесь не должно быть вопросов и заданий, которые требуют односложных ответов. Все направлено на глубину постижения художественного текста, формирование сложной человеческой личности.
Как могут формулироваться вопросы? Например: “Если знание — сила, то почему тогда горе от ума?” (А.С.Грибоедов “Горе от ума”), “Можно ли быть одновременно зрячим и слепым?” (А.Платонов “В прекрасном и яростном мире”), “Герой капитан Копейкин и “герой” Чичиков — в чем их разительное отличие?” (Н.В.Гоголь “Мертвые души”). Или можно предложить задание такого типа: “Выведите формулу любви” (А.И.Куприн “Гранатовый браслет”).
Урок литературы имеет свою специфику. Он должен будоражить ум и душу, так как здесь формируется “внутренний человек”, способный мыслить, уважать других, брать на себя ответственность, осознавать себя и мир вокруг.
В работе придерживаюсь постулата: ценность литературы в духовно-нравственном потенциале. Поэтому нельзя подменять авторский текст суррогатом (кратким пересказом). Это бессмысленно и вредно, ведь никакого развития личности не происходит. Это все равно как выдавать безделушки за драгоценности. Классика — бесценное сокровище духовного опыта человечества. Это вершина, а на вершину всегда трудно взбираться. Необходимо преодоление себя, а это и есть сложный путь к самосовершенствованию.
***
“Москва не сразу строилась…” Не сразу и учащиеся идут за учителем, не сразу становятся думающими читателями. Это долгий, кропотливый совместный труд. Нам, учителям, всегда следует помнить, что наши усилия, упорство, изобретательность работают прежде всего на искоренение ветхого сознания в головах и душах подростков, основные принципы которого можно сформулировать так: “Все для меня, я в центре всего, моя выгода — это и есть справедливость, моя страстишка и есть добро”.
Прикосновение к прекрасному — постижение смыслов — внутреннее преображение. Все это должно вытеснять из сознания учащихся ложные доктрины. Важно подготовить школьников к реальной жизни, где знания о себе и мире помогут им стать успешными и полезными стране.
В поиске смыслов
Без эмоционального накала, без сопереживания, без желания дойти до истины нет грамотного, заинтересованного чтения.
Фото Натальи Колядич используется в качестве иллюстрации
На каждом уроке для учащихся создаются условия, чтобы вовлечь их в мыслительный процесс и тем самым развивать у них навыки сравнивать, общаться, делать выводы на основе смыслов, содержащихся в авторском тексте. Поиски смыслов, интерпретация смыслов — путь к читательской заинтересованности, к долгожданной цели — научиться читать.
Важный этап любого урока — опрос. Это как допуск к серьезному и продуктивному разговору. Вот некоторые формы опроса: тесты, состоящие из цитат изучаемого произведения, письменный пересказ ключевых эпизодов, “тихий опрос”, каверзные вопросы на знание деталей текста, словесная дуэль, блицтурниры и т.д.
А.С.Пушкин “Капитанская дочка”. Формирование характера и взглядов Петра Гринева. На этом уроке использую анализ ключевых эпизодов, элементы исследовательской деятельности. Скрупулезная работа с текстом дает возможность учащимся прийти к выводам по следующим темам: “Характер и взгляды человека формируют семейное воспитание”, “Пример любящих родителей”, “Образ отца” (человека, послужившего Отечеству), “Напутственные слова родителей как жизненный ориентир”, “Нравственный выбор в реальных жизненных ситуациях”. В итоге ребята осознают, что жизнь — это цепь испытаний человеческой чести и порядочности. Честь и порядочность — нравственная основа человеческих отношений.
Выходя из стен школы, вчерашние учащиеся должны понимать, как строятся человеческие отношения, как научиться прочитывать людей, которые их окружают, осознавать, почему люди в тех или иных ситуациях поступают именно таким образом, что ими движет.
Еще один урок из моей практики — это урок-проект, где используются разнообразные виды деятельности: мыслительная, речевая, коммуникативная. Такой урок нацелен на углубление знаний учащихся, расширение их сознания, обогащение эмоционального мира. Он формирует мировоззренческие основы, учит аргументированно отстаивать свою точку зрения.
Урок-проект в 9 классе “Странные люди” (образы Чацкого, Онегина, Печорина). На этом уроке у трех счастливчиков есть возможность войти в образ героев известных произведений. Весь класс готовится к интеллектуальной дуэли, в которой участвуют Чацкий, Онегин, Печорин, готовые отстаивать свои убеждения и взгляды на жизнь. Точка зрения каждого из них будет подвергнута серьезному сомнению и критике.
Вопросы к героям изученных художественных произведений.
Чацкому: В чем вы хотели убедить Фамусова и его гостей, ведь вы хорошо знаете уклад жизни этих людей и образ их мыслей? Почему вы не покинули дом Фамусова, когда узнали, что Софье вы неинтересны? Можете ли вы извлекать уроки из собственных жизненных ошибок?
Онегину: Вам знакомы муки совести? Как вы относитесь к любви, семейным отношениям? Почему Татьяна заинтересовала вас лишь тогда, когда стала светской дамой, замужней женщиной?
Печорину: Почему не дорожите своей жизнью, хотя вы человек недюжинного ума? Почему вы так безжалостны к Мери? Вы не поняли, что она вас искренне любит? Что мешает вам быть счастливым?
Уроки такого типа, по моему мнению, закладывают фундамент осознанного и осмысленного взгляда на жизнь, человеческие отношения.
Урок-проект в 10 классе “Припряжем подлеца?” (по поэме Н.В.Гоголя “Мертвые души”). Почему этот урок важен? Учащимся необходимо научиться видеть истинное лицо человека, с которым их сталкивает жизнь. Павел Иванович Чичиков — замечательный образ для рассмотрения. В нем сочетается, казалось бы, несочетаемое: благопристойность и бессовестность, любезность и безжалостность и т.д.
Урок готовится тщательно и заблаговременно, на нем представлены репортеры и редакторы (выпуск альманаха, посвященного Чичикову, и газеты “Новости города NN”), искусствоведы (“Чичиков глазами художников”), киногруппа с нарезкой эпизодов из кинофильма “Похождения Чичикова”, она же организует обсуждение просмотренного материала.
Приходим с ребятами к выводу, что Чичиков — находчивый мошенник, нашедший лазейку между законами. Его жизненная мораль — накопительство и приобретательство. Он верит в то, что “все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой”. Жизненно и актуально! Итогом является написание сочинения-миниатюры. В качестве темы берется ироничное гоголевское высказывание: “Теперь у нас подлецов не бывает”. А у нас?
Расшифровка смыслов авторских художественных текстов — это своеобразное накопление жизненного опыта. Знания, полученные на таких уроках, носят прикладной характер. Проблемы, которые обсуждаются, взяты не из воздуха, а из наблюдений талантливых художников слова за жизнью и нравами людей.