Моя малая Родина — Бобровичи

Первый урок: «Я вырос здесь, и край мне этот дорог» (2 класс).

Татьяна ТИТОВА, учитель начальных классов Бобровичской средней школы Калинковичского района Гомельской области

Цель: планируется, что к концу урока учащиеся, будут знать:

  • название своего поселка, «Моя малая Родина — Бобровичи» , близлежащих городов,
  • смогут запомнить предприятия, расположенные на территории городка, смогут назвать достопримечательности городка и города Калинковичи,
  • смогут привести примеры профессиональной и общественной деятельности земляков, их вклад в развитие экономики, культуры, спорта и науки Беларуси

Задачи:

  • способствовать осмыслению понятия «малая родина» и ее значение в жизни каждого человека;
  • содействовать формированию у учащихся чувства гордости за достижения экономики, культуры, спорта и науки «малой родины» и Беларуси в целом; умение применить полученный опыт в жизни;
  • создавать условия для воспитания гражданской ответственности, активной познавательной и творческой деятельности на основе примеров наших земляков; развивать воображение, память, находчивость.
  •  

Оборудование: карточка целеполагание, презентация «малой родины», пазлы «Родина — Бобровичи», фото предприятий своего городка, картинки названий городов, близлежащих станций, пословицы о Родине, книга или диск к книге «Подарок Президента» карточки для каждого с целями на языке учащихся, «светофорики», карточка «Кто что делает?» географическая карта Гомельская область, картинка «Паровозик с вагончиками», карточка «Нужна помощь», карандаши цветные, песни о Родине, о родном крае.

Предварительная работа: подготовить рассказ о профессии одного из родителей, их успехи, вклад в развитие экономики, спорта, культуры и достижения.

Ход мероприятия

1. Этап организационно-мотивационный

— Сегодня у нас важный день. Мы начинаем новый учебный год. Пусть он будет легким в учебе, позитивным в каждом дне, несет радость нам — как свет яркого и теплого солнышка. Я желаю вам здоровья, любить маму и папу, свой дом, гордиться своими дедушками и бабушками, брать пример трудолюбия родных и близких вам людей. В добрый путь!

— Ребята, приготовились к уроку. Улыбнулись друг другу.Пожелали успеха, удачи, активности .

2. Этап актуализации и расширения субъективного опыта учащихся

 Ребята, давайте вспомним 1 сентября 2019 года, когда вы пришли первый раз в школу? Какую книгу вам подарили? (Подарок Президента)

— Как называется наша Родина?

— Покажите карту Беларуси в книге .

— В какой области мы родились? ( Откройте эту страничку области, найдите Гомельскую область.)

А в каком районном центре мы живем? Найдите на карте. (Калинковичи)

— Назовите место, где родились вы? ( городок Бобровичи)

— Есть это место на карте? (Нет)

— Кто знает почему? ( Это бывший военный городок, поэтому его нет на карте)

— Вот вам и первый секрет малой родины.

— Давайте оценим нашу работу с книгой Подарок Президента?

— Кто мы? Молодцы!

— Чтобы узнать, о чем мы поведем разговор далее, предлагаю вам сложить пазлы и прочитать их.

Работа в группах.

1группа — слово Родина

2 группа — Бобровичи

— Просигнализируете светофориком те, кто готов. Кому нужна помощь?

Слушаем ответы.

На доске открываются пазлы «Моя малая родина — Бобровичи»

— Как вы понимаете эти слова?(Это место, где мы родились. Наша «малая родина», любимый край. )

Учитель: Я вырос здесь, и край мне этот дорог это и будет тема урока. (Песня И.Лученка о родном крае 35 сек)

3. Этап совместного целеполагания

— Давайте совместно попробуем с помощью картинок поставим себе цели на урок.

Цель на языке учащихся:

  • сможем узнать новое;
  • будем говорить о доме,о семье ( о родном крае)
  • будем учиться трудолюбию;
  • будем учиться рассуждать, подводить итоги.

— Раскажите друг другу в парах,что сегодня на уроке для вас будет важно узнать, чему научиться? (Повторение целей в парах)

— Ребята, знаете ли вы, что завершаются работы по введению в эксплуатацию электропоездов Жлобин — Калинковичи. И мы скоро с вами сможем быстро доехать до Жлобина, Гомеля, Калинкович.

— Вот и я предлагаю вам совершить путешествие на электропоезде.(музыка) (Вывешивается картинка современного электропоезда.)

Задание 1 в парах.

Рассмотрите иллюстрации станций, выберите и назовите близлежащие остановки нашего поезда. (Горочичи, Калинковичи, Светлогорск, Жлобин, Гомель, Минск)

НаШтоБуЗу

  1. Узнаю по иллюстрации город.
  2. Смогу назвать город.
  3. Назову два, три города, где я путешествовал.

Обсуждение в парах.

— Просигнализируйте, кто готов с помощью светофорика.

— Кому нужна помощь?

Проверка ответов.

— Мы молодцы! Мы справились с заданием!

На доске образуется плакат с изображением станций близлежащих городов.

4. Этап приобретения новых знаний [Слайд 2 ]

— Кто ведет электропоезд? (машинист). В нашем классе есть родители, которые связаны с работой железной дороги. Давайте послушаем их.

Знакомство с профессией железнодорожника. Рассказ родителя Чуркина С.

— Что узнали нового? С кем познакомились?

5. Этап первичной проверки понимания изученного

— Мы с вами продолжим путешествие на элетропоезде.

— Давайте посмотрим, презентацию о предприятиях нашего городка. (2мин)

— Назовите предприятия нашего городка? Что они выпускают? Какие товары вы покупаете?

Я предлагаю, с помощью линий, соединить название профессии — работу которую выполняет человек.

Работа в группе. Учимся в группе договариваться, кто будет отвечать.

НаШтоБуЗу

1. Смогу правильно выбрать картинку, соединю стрелочкой профессию и что делает человек.

2. Обосную, докажу свой выбор.

3. Приведу 2—3 примера.

повар                           рисует

учитель              строит

строитель          варит

врач                    продает

портной             учит

художник          лечит

музыкант           шьет

продавец            играет

Обсуждение в парах. На доске карточка. Одна пара работает у доски.

— Просигнализируйте, кто готов, с помощью светофорика.

Проверка ответов.

— Мы умнички! Мы справились с заданием!

— Давайте сейчас поговорим о известных людях, которые внесли вклад в развитие нашего города, района. 

Учитель: Роман Иванович Петрушенко (белор. Раман Iванавіч Петрушэнка; род. 25 декабря 1980 года в г. Калинковичи, Гомельская область) — белорусский байдарочник,. Является чемпионом и бронзовым призёром Олимпийских игр 2008 года в Пекине, 7-кратным чемпионом мира, восьмикратным чемпионом Европы, многократным победителем и призёром этапов кубка мира по гребле на байдарках и каноэ.

Мы можем гордиться и учителем трудового обучения нашей школы, Савицким Виктором Николаевичем, который неоднократно готовил учащихся старших классов и его воспитанники занимали 1-ое место в республике.

— Ребята, рядом со школой есть памятное место, памятник воину— освободителю. Прошло 75 –лет как закончилась война. Мы должны помнить, гордиться своими земляками— белорусами и не забывать какой ценой досталась нам победа над немецкими захватчиками.

Физкультминутка.

А теперь вставайте в круг,

Слева друг и справа друг.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький цветок!

Мы живем в родном краю,

Любим Родину свою!

6. Этап применения знаний и способов действий

Продолжим путешествие дальше.

Работа с пословицами. Учимся в паре договариваться, кто будет отвечать.

— Соединить пословицы, объяснить смысл пословиц: [Слайд 4]

НаШтоБуЗу:

  1. Прочитаю выразительно пословицу.
  2. Смогу объяснить смысл.
  3.  Смогу привести 2 примера.

Пословицы рассыпались

Родина —                                      мать, чужая — мачеха.

Где кто родится,                                   мать, умей за нее постоять.

Нет на свете ничего краше,                  что соловей без песни.

Человек без родины,                   там и пригодится.

Родная сторона —                       чем Родина наша.

— Мы справились с этим заданием, смогли объясним смысл пословиц?

7. Этап обобщения и систематизации знаний учащихся

— Я предлагаю вам, сесть вместе и подумать достигли ли мы цели нашего урока?

Прием «Неподнятая рука» «Случайный выбор»

— Что узнали нового о своей «малой родине» — Бобровичах?

— Какие города находятся рядом с нашей малой родиной?

— Какие предприятия функционируют и какую выпускают продукцию?

— Назовите известных людей нашего городка?

— Спасибо! Вы молодцы. Я предлагаю вам сделать свой рисунок о родном крае. Нарисуйте то, что вам ближе всего: дом, улицу, солнышко, небо, дерево, аиста, родителей, себя, поле с колосками, школу. Кому трудно, можно разукраской воспользоваться. (1-2 мин, музыкальное сопровождение) Разместить 2-3 рисунка на доске, остальные встали и показали друг другу.

8.Итог урока. Рефлексивный прием «ПОПС»

Я считаю, что малая родина это…

Горжусь этим местом, потому что…

Я могу назвать известных мне людей, чей труд важен. Это…

Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…