О математическом образовании

- 14:48Да Рэспубліканскага педагагічнага савета, Рознае

Сегодняшний мир устроен так, что от качества математического образования зависит всё. Доверить сверхточную, сверхмощную, сверхдорогую, предельно компьютеризированную технику можно человеку, имеющему соответствующее образование. В Японии, например, одним из критериев отбора даже на некоторые рабочие должности является успешная сдача экзамена по высшей математике.

Чем выше здание, тем прочнее должен быть фундамент. Человек, получивший хорошее фундаментальное образование, гораздо быстрее приспособится к условиям современной жизни, сумеет найти в ней свое место, чем тот, кто поверхностно познакомился с многочисленными современными предметами, научился нажимать кнопки сложных приборов, не понимая сути происходящих в них процессов. Поэтому качество общеобразовательной подготовки выпускников средних школ должно быть основным показателем эффективности общеобразовательной системы. Оно должно соответствовать ожиданиям и запросам вузов и работодателей.

При определении качества особое внимание всегда уделялось предметам естественно-математического цикла. Что же происходит сегодня?

Перемещение центра внимания на предметы социального и общественного цикла привело к фактическому игнорированию первых, потере их целей и задач в формировании мировоззрения школьников. Низкая учебная мотивация школьников и студентов связана с общественной недооценкой значимости математического образования, перегруженностью образовательных программ общего образования. Это приводит к несоответствию заданий промежуточной и государственной итоговой аттестации фактическому уровню подготовки значительной части обучающихся.

Особая роль образовательного предмета “Математика”, специфические требования, которые предъявляются к ее преподаванию, не учитываются. Нарушена преемственность математического образования между уровнями образования. В ВУЗах остро стоит проблема слабой подготовки пришедших выпускников школ. Нередка практика занятий по элементарной математике перед изучением курса высшей математики.

Стремление модернизировать школьные математические программы, подражая не лучшим западным образцам, стало главной причиной наблюдаемых сегодня кризисных явлений в нашем школьном математическом образовании.

Школа, в первую очередь, в старшем звене становится специализированной, возникают классы различного типа: гуманитарные, биологические, даже музыкально-спортивные. Такая чрезмерная дифференциация на школьном уровне может помешать ее выпускникам в будущем реализовать свои основные общечеловеческие права: право на свободное передвижение, право на выбор профессии.

Очень важны стержневые школьные предметы, одним из которых является математика.
Математическое образование не только часть науки математики, это феномен общечеловеческой культуры. Оно является отражением истории развития человеческой мысли. Именно поэтому математическое образование всегда играло важную роль в культурном развитии человека. При этом возможности математического образования далеко выходят за границы собственно математических предметов. Математика — это язык, математическое образование может и должно стать средством языкового развития учащихся, научить их коротко, грамотно и точно формулировать свои мысли. Сегодня это особенно важно.

Мы вновь приходим к выводу о необходимости усиления именно фундаментальной подготовки выпускников наших школ. Но как математику сделать привлекательной областью знания, а получение математического образования — осознанным и внутренне мотивированным процессом?

Единственный способ улучшить результаты обучения состоит в том, чтобы улучшить преподавание. Сегодня программа по учебному предмету четко определяет, чему и как учить, в какой последовательности. Возможностей для свободы учителей практически нет. Снизившийся социальный статус учителя, а также размер заработной платы за очень нелегкий труд приводят к оттоку талантливой молодежи из педвузов и школ, квалифицированных педагогических кадров в школе катастрофически не хватает, и потому очень немногим ученикам школа прививает любовь к математике.

Чтобы помочь учителям-математикам повысить качество преподавания, необходимо освободить их от классного руководства, дать возможность в свободное от уроков время заниматься наукой, а не заполнением классных журналов, подготовкой внеклассных мероприятий, работой с родителями и трудными подростками.

Прямое влияние на снижение качества математического образования оказывает введение тестовой оценки знаний.

Очень важной чертой математического образования является принцип доказательности. Очень четко этот принцип был виден в старых школьных учебниках по математике. Ни одного недоказанного утверждения, ни одной формулы без вывода. И этим наше математическое образование отличалось от американского. На этом основана вся математическая наука и математическая культура. Математически культурными людьми, понимающими, что такое доказательство, невозможно манипулировать. А сегодня доказывать теоремы и выводить формулы в школе детей практически не учат. Учат в основном тому, что понадобится на экзаменах и особенно на тестировании. И, как следствие, многие выпускники школ не умеют логически мыслить, а в высших учебных заведениях у студентов возникают большие проблемы с изучением высшей математики.

Думаю, необходимо восстановить устный экзамен по геометрии. Необходимо вновь сделать изучение алгебры и геометрии как отдельных предметов с отдельными оценками в аттестате.

Часто можно услышать: “Мы Европа, поэтому наши дети должны знать английский, второй иностранный…” А математику не должны? Что мы будем делать без нее в мире ІТ-технологий, как будем обеспечивать свое инновационное развитие? Ведь путь в современную науку и технику, просто в современную жизнь лежит через математику.

Реально оценивая положение дел в математическом образовании, не трудно понять, что нужны серьезные системные изменения. Иначе математическое образование рискует превратиться из мощного станка в его заднюю педаль. И над этим стоит задуматься как можно быстрее!

Елена БАЧИЛО,
старший преподаватель высшей математики БНТУ.