Педагог Олег Павлючук учит детей ориентироваться в пространстве с помощью карты и компаса

- 12:00Журнал "Спорт time", Образование

Учитель физкультуры высшей квалификационной категории Олег Павлючук в свои 59 лет пробегает в неделю 45–50 км, регулярно участвует в легкоатлетических забегах, а также в соревнованиях по спортивному ориентированию. Быть в хорошей спортивной форме, бегать, преодолевать дистанции по пересеченной местности и играть в баскетбол и волейбол он учит также своих подопечных — учащихся Брестского областного лицея имени П. М. Машерова. Подробности — в материале нашего корреспондента.

Спорт и учительство

Уроженец Пинска Олег Павлючук с детства со спортом на ты. В школьные годы занимался футболом, тяжелой атлетикой, затем увлекся легкой атлетикой и продолжил ею активно заниматься в старших классах. Неоднократно был чемпионом Брестской области в беге на средних дистанциях, входил в состав областной молодежной легкоатлетической сборной, становился призером в финале республиканских спартакиад.

Когда в 1982 году пришло время определяться с профессией и поступлением, стал студентом Брестского государственного педагогического института имени А. С. Пушкина. Во время учебы успел отслужить в армии, получить звание мастера спорта СССР по военно-прикладному многоборью ДОСААФ, а с 1988 года стал работать в сфере образования: сначала — ассистентом на кафедре института, а с 1991 года — школьным учителем физкультуры. Учительство, по словам Олега Владимировича, дает возможность работать с детьми и наблюдать за результатом — их достижениями в спорте.

Молодой физрук увлекал своих подопечных всем, что интересовало его самого: походами, легкой атлетикой, игровыми видами спорта. Когда однажды понадобилось собрать и подготовить команду от школы для участия в соревнованиях по спортивному ориентированию, Олег Павлючук охотно взялся осваивать новое для себя направление, а вскоре приобщил к нему и своих учеников.

— Спортивное ориентирование — это самостоятельный вид спорта, который требует от участников хорошей беговой и общей физической подготовки, навыков логического мышления, а также умения ориентироваться в пространстве с помощью карты и компаса, — объясняет Олег Владимирович и добавляет: — Спортсмены преодолевают дистанцию, проходя контрольные пункты, где каждый отмечает свой чип в специальном устройстве. Трасса им заранее неизвестна, карту местности выдают перед самым стартом.

Последние 8 лет ориентированию на местности педагог обучает учащихся Брестского областного лицея имени П. М. Машерова, а также ведет секцию по волейболу. Олег Владимирович подготовил 2 мастеров спорта по легкой атлетике, неоднократных победителей и призеров республиканских соревнований по спортивному ориентированию.

Олег Павлючук — постоянный участник легкоатлетических забегов. На его счету — победы в Брестском полумарафоне, крещенских пробегах в Минске, столичном первенстве ветеранов. Выступает на дистанциях 5, 10, 15, 21 км. Своими значимыми победами в спортивном ориентировании Олег Владимирович считает успешное выступление на чемпионатах Беларуси по рогейну и на удлиненной дистанции. За год педагог принимает участие в 2 десятках соревнований.

Ноги бегут, а голова думает

Сегодня занятия педагога посещают 12 ребят. Тренировки с прохождением разных дистанций проводятся по пятницам после уроков. На каждых занятиях 10 минут всегда уделяется теории. Выучив около 5 десятков условных знаков, новички учатся читать карту, узнают, что первое правило ориентировщика — поставить карту на север по компасу (то есть правильно ее расположить с учетом того, что вверх — это всегда север. — Прим. авт.). А еще изучают технику безопасности при передвижении в сложных погодных условиях: на какие бугорки и ветки нельзя наступать, под какими деревьями стоит пригнуться, как огибать мокрую и скользкую листву.

Затем идет практика на дистанции по маршруту, составленному педагогом. На одной местности опытный ориентировщик выстраивает для своих учеников множество разных маршрутов. В путь лицеисты отправляются с компасом и картой — это их главный инструментарий.

— Как же правильно читать карту? — интересуюсь я.

— Чтобы из точки А в кратчайшее время без нарушений и ошибок добраться до точки Б, надо правильно выстроить маршрут движения с учетом местности: непроходимых или опасных зон, непреодолимых препятствий и т.д. Болота, дзоты, заборы, скалы, камни и т.п. на карте указаны специальными условными знаками. Отталкиваясь от этих ориентиров, следует строить кратчайший путь, учитывая заданную последовательность размещения контрольных пунктов (КП), — отвечает учитель.

По словам педагога, спортсмену важно тренировать зрительную память, концентрацию внимания, развивать скорость мышления, учиться думать на ходу. Все это и происходит на тренировках. И как подмечено, быстрее всего с этим справляются ученики физико-математических классов.

Каждый раз после отработки очередной дистанции проводится работа над ошибками. Педагогу важно, чтобы подростки, разбирая и анализируя выстроенные и пройденные ими маршруты, видели свои промахи, понимали, где замешкались, запутались, и впредь не допускали ошибок. Поэтому он делится и своим опытом, рассказывая, что хоть легкоатлетические навыки для начинающего ориентировщика — хорошее подспорье, однако одного умения быстро бегать мало:

— Я, когда только начинал заниматься спортивным ориентированием, частенько проигрывал, так как бежал быстро, но при этом не умел мыслить масштабно, системно и стратегически. В уме с учетом всех ориентиров не успевал правильно просчитывать маршрут, вести подсчет пройденных КП и тех, которые еще впереди. Отмечаясь на КП, не успевал обдумывать, куда двигаться дальше. Однако все это приходит с опытом. Чем больше дистанций позади, чем больше опыта, тем лучше будет результат.

Увлечение для любого возраста

Нередко педагог подсказывает, как тактически грамотно выполнить то или иное задание, делится некими приемами. Например, рассказывает, как правильно определить направление движения и двигаться по азимуту, как безопасно миновать густой лес, как из 3 путей визуально определить тот, который окажется короче.

Большинство стартов приходится на весну, лето и осень. При этом зимой лицеисты могут соревноваться внутри помещения, устраивая ориент-шоу.

Спортивный лабиринт, или ориент-шоу — новый зрелищный вид спортивного ориентирования, где спортсмены соревнуются на маленькой площадке среди искусственных препятствий. Протяженность дистанций небольшая: от нескольких десятков метров до полукилометра. Спортивный лабиринт прекрасно компенсирует недостаток зрелищности классического спортивного ориентирования. Обычно в ориент-шоу используется несколько видов дистанций: «по выбору», «заданное направление», «лабиринт» и «нитка». Соревнования можно проводить как в личном, так и в командном зачете.

— В любом здании или помещении можно придумать и продумать маршрут, где красными линиями будут закрыты определенные зоны, коридоры. Ориентирами в спортивном лабиринте могут являться специальные перегородки, спортивный инвентарь (скамейки, гимнастические маты, футбольные ворота), мебель (столы, стулья), объекты местности, а также простая разметка на поверхности. Для усложнения дистанции объекты могут быть соединены маркировочной лентой, которую нужно оббегать, — делится опытом мой собеседник.

Ученики Олега Павлючука участвуют в соревнованиях ежегодно. В течение года они выходят на различные дистанции около 10 раз. Основные соревнования, в которых принимают участие юные ориентировщики, — это Брестская ориент-лига, «Брестский подснежник», Республиканская спартакиада (средняя и длинная дистанции; спринт и эстафета), Кубок Бреста.

Среди подопечных тренера — победители и призеры областных и республиканских состязаний. Ребята прекрасно знают, что на соревнованиях, получив на руки карту, где треугольником помечено место старта, а кружками — контрольные пункты, на которых должен отметиться каждый спортсмен, не постоишь, раздумывая, куда бежать. Медлительность, ошибки в прочтении карты — все это потеря времени, отдаляющая от заветного призового места.

Среди успешных учеников педагога — Иван Сверба, победитель первенства Брестской области по спортивному ориентированию. Наравне со своим учителем юноша этой осенью бежал дистанцию Д1, которая считается одной из сложных, а также ночной 6-часовой полумарафон рогейн.

— Готовится к ответственным соревнованиям приходится не менее чем за полгода, постоянно повышая физическую, тактическую, техническую и интеллектуальную подготовку. Одно дело — тренировки, другое — состязания. На старте важно уметь справляться с выбросом адреналина, не теряться, не волноваться, а сосредотачиваться, — говорит Иван. — Важно взять первый КП быстро, без промедления. Если чуть замешкался, то отставание как снежный ком будет нарастать от начала до точки контроля. Проходя дистанцию, настраиваешься на победу. И она всегда очень радует. Впрочем, мне не меньше нравится сам процесс — бег, изучение и анализ элементов местности. Поездки на соревнования — это еще расширение собственных географических познаний, ведь состязания проходят каждый раз в новом месте.

Хорошего ориентировщика отличает наличие спортивной и интеллектуальной подготовки, скоростных навыков, развитое тактическое и пространственное мышление (умение выстраивать в сознании пространственные образы, изображения).

Для занятий любым спортом 2 года — это совсем немного. За те несколько лет, что ребята обучаются в лицее, они осваивают азы ориентирования, расширяют свои познания в области географии, военного дела, много занимаются кроссовой и лыжной подготовкой, вырабатывая выносливость, способность преодолевать усталость. К тому же они учатся общаться и дружить, приобретая много знакомств.

Пусть это не олимпийский вид спорта, однако он, по мнению Олега Павлючука, является увлекательным занятием для приятного времяпрепровождения, которое можно хорошо комбинировать с походами, путешествиями. И однажды оно может перерасти в хобби, без которого человеку уже сложно будет представить свою жизнь. Как, например, нашему герою.

Марина КУНЯВСКАЯ
Фото Олега ИГНАТОВИЧА и из архива Олега ПАВЛЮЧУКА