Семинар-практикум «Дифференцированное обучение на уроках географии»

- 17:22Журнал "Народная асвета", Образование

Наиболее важными задачами, стоящими перед учителями, являются задачи повышения качества знаний учащихся и развития у них самостоятельной познавательной активности. Эффективным для их решения нам представляется использование дифференцированного подхода в обучении, суть которого заключается в организации учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей и образовательных потребностей детей.

С. В. Михащук,
учитель географии
высшей квалификационной категории
Брилёвской СШ Гомельского района

В процессе дифференцированного обучения происходит развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей как хорошо успевающих, так и более слабых учеников, т.к. школьники имеют возможность самостоятельно выбирать уровень усвоения изучаемого материала, ставить цели и оценивать собственные учебные результаты. В рамках дифференцированного обучения учитель определяет оптимальный вид учебной деятельности, формы работы и виды заданий для каждого ребенка с учетом уровня его подготовки, особенностей мышления, интереса к изучению предмета. Все это создает благоприятные условия для повышения качества знаний и достижения школьниками больших успехов.

Предлагаем вашему вниманию семинар-практикум «Дифференцированное обучение на уроках географии», который был организован в рамках заседания районного методического объединения учителей.

Цель: создание условий для повышения уровня профессиональной компетентности учителей в вопросах организации дифференцированного обучения.

Задачи:

  • актуализировать знания участников семинара-практикума о дифференциации процесса обучения; рассмотреть основные способы внутренней дифференциации;
  • организовать практическую деятельность педагогов по разработке дифференцированных заданий к уроку географии в 7 классе;
  • мотивировать учителей на внедрение внутриклассной дифференциации в их педагогическую практику.

Оборудование: раздаточный материал, цветные маркеры, листы бумаги формата А3, цветные стикеры, учебник географии («География. Материки и Океаны. 7 класс. Кольмакова Е. Г. и др.).

Ход семинара-практикума

I. Ориентировочно-мотивационный этап

Ведущий приветствует участников и предлагает разделиться на 3 группы, ответив на вопросы.

  1. Какой из перечисленных цветов вы предпочитаете: синий, желтый, зеленый?
  2. Какому цветку вы отдаете предпочтение: мимозе (желтый), васильку (синий), хризантеме (зеленый)?
  3. Какое дерево вам больше нравится: ель (желтый), липа (синий), дуб (зеленый)?

Педагоги занимают места за столами, на которых наклеены стикеры разных цветов, в соответствии со своими цветовыми предпочтениями.

Ведущий. По какому принципу я разделила вас на группы? Можно ли считать это методом дифференциации? (Ответы педагогов.) Поскольку ваши мнения разделились, поговорим сегодня о сущности дифференцированного обучения и особенностях его организации на уроках географии. Напишите ваши имена на листочках, передайте их мне.

II. Этап актуализации субъективного опыта учителей, целеполагание

Прием «Ассоциации». Участникам семинара-практикума необходимо подобрать ассоциации к слову «дифференциация». (Разделение, различие, особенности, индивидуализация, разноуровневость, учет интересов и др.)

Прием «Блиц-опрос». Группы получают карточки с утверждениями. Задача – поставить «+» или «–» напротив каждого высказывания.

  • Под дифференциацией понимается способ организации учебного процесса, при котором учитываются индивидуально-типологические особенности личности. (+)
  • Дифференциация обучения – это изменение содержания образования, связанное с пред­почтениями учителя, методиста, их взглядами на учебный предмет. (–)
  • Дифференциация характеризуется со­зданием групп учащихся, в которых элементы дидактической системы (цели, содержание, методы, формы, результаты) различаются. (+)

III. Информационно-деятельностный этап

Ведущий. В основе принципа дифференциации (в переводе с лат. – «различие, разделение») лежит учет индивидуальных особенностей детей, отличий в интеллектуальном развитии, свойствах памяти, внимания, мышления и восприятия, уровне обучаемости, работоспособности. Дифференциация подразумевает не просто разделение учащихся на группы, а организацию образовательного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями ребят, уровнем их знаний и умений. Суть дифференциации в обучении заключается в том, чтобы, учитывая индивидуальные различия учащихся, определить для каждого из них оптимальный характер работы, создать комфортные условия для развития способностей, успешного усвоения учебной программы. Однако на практике нередко происходит смешение понятий «дифференциация» и «индивидуализация». Давайте разберемся. (Обсуждение в группах.)

В педагогической практике наиболее распространены следующие трактовки понятия «дифференциация». Например, Е. С. Рабунский считает дифференциацию синонимом понятия «индивидуализация», И. Д. Бутузов рассматривает дифференциацию как форму организации обучения, обеспечивающую качество знаний учащихся, а И. М. Осмоловская под дифференциацией понимает «способ организации учебного процесса, при котором учитываются индивидуально-типологические особенности личности». Данный автор различает понятия «индивидуализация» и «дифференциация»: в ее понимании дифференциация шире и включает в себя индивидуализацию.

Проанализировав данные определения, участники делают следующие выводы: 1) под дифференциацией следует понимать способ организации учебного процесса, при котором учитываются индивидуально-типологические особенности личности; 2) учет индивидуальных особенностей учащихся характерен как для дифференциации, так и для индивидуализации.

Прием «Собери определение». Ведущий раздает карточки, разрезанные на части, из  которых нужно собрать определения понятий «дифференциация» и «индивидуализация».

Группа 1. Дифференциация, / в отличие / от индивидуализации, / характеризуется / созданием групп учащихся, в которых / элементы дидактической системы / (цели, содержание, методы, формы, результаты) / различаются.

Группа 2. Индивидуализация / это предельный вариант / дифференциации /, когда учебный процесс / строится с учетом особенностей не / групп /, а / отдельно взятого ученика.

Группа 3. Дифференциация / предполагает / распределение учащихся на группы /, а / индивидуализация / – распределение учебного материала /, разработку систем заданий различной трудности и объема /, выделение основного и варьируемого содержания учебного материала / для работы с различными группами и отдельными учениками.

Ведущий. Дифференциация может осуществляться на различных уровнях. В педагогической практике наиболее рас­пространена внутриклассная дифференциация, при которой внутри коллектива формируются группы учащихся по каким-либо критериям, чаще по уровню обучаемости (низкий, средний, высокий). Учитель определяет оптимальный вид деятельности для каждой группы, формы работы и виды заданий. Дифференциация учебного материала может осуществляться по его объему, уровню сложности, характеру помощи ученикам, степени самостоятельности. Дифференцированные задания могут предлагаться на разных этапах урока, но чаще – на этапе закрепления или повторения изученного материала.

Школьники имеют возможность переходить из одной группы в другую, выбирая приемлемый для себя уровень изучения учебного предмета (но не ниже базового). При этом учитель четко определяет содержание учебного материала, необходимого для усвоения, и перед началом изучения новой темы знакомит учеников с ожидаемыми результатами.

  • Практическая часть

Ведущий предлагает участникам семинара-практикума составить алгоритм организации внутриклассной дифференциации. Итоги работы групп презентуются, составляется общий алгоритм.

1) Определить критерии деления учащихся на группы.

2) Провести диагностику школьников по выбранным критериям.

3) Распределить учащихся по группам с учетом результатов диагностики.

4) Выбрать способ дифференциации, разработать дифференцированные задания для каждой группы.

5) Реализовать дифференцированный подход на различных этапах урока.

6) Осуществить диагностический контроль за результатами работы учащихся.

Далее ведущий знакомит участников семинара-практикума с основными требованиями к разработке дифференцированных заданий, раздает материалы для работы групп (представлены на сайте журнала www.n-asveta.by), необходимые для проектирования дифференцированных заданий к уроку географии по теме «Австралия и Антарктида» (7 класс): группа 1 – по степени самостоятельности учащихся; группа 2 – по уровню творчества; группа 3 – по уровню сложности.

 

Ведущий выполняет роль консультанта.

  • Презентация работы групп

Группа 1

Уровень 1 (низкий). Используя материал учебного пособия (§ 13 с. 94–102), запишите в тетрадь: 1) площадь территории Австралии; 2) названия крайних точек и их географические координаты; 3) состав Океании.

Уровень 2 (средний). Вставьте пропущенные слова в тексте: «По размеру Австралия занимает … (шестое) место среди материков. Африку пересекает … (экватор), а Австралию … (южный тропик). На западе Австралия омывается …(Индийским) океаном, а на востоке – … (Тихим) океаном. Бóльшую протяженность материк имеет с … (запада) на … (восток). Большая часть территории расположена в пределах …(жаркого) теплового пояса, из-за чего большую  часть материка занимают … (пустыни), поэтому Австралия считается самым … (сухим, или засушливым) материком».

Уровень 3 (высокий). Охарактеризуйте географическое положение Австралии по плану.

  1. Размер территории в сравнении с другими материками.
  2. Полушария, в которых находится Австралия.
  3. Ближайшие географические объекты.
  4. Влияние географического положения на природу материка.

Группа 2

Уровень 1 (низкий)

  1. Определите площадь Австралии, сравните ее с площадью Африки.
  2. Определите, в каких полушариях расположена Австралия, пересекается ли экватором, южным тропиком.
  3. Назовите крайние точки материка, определите их координаты.

Уровень 2 (средний). Используя карту атласа, совершите виртуальное путешествие вокруг берегов Австралии и назовите географические объекты, которые вы пересекаете в направлении на восток от мыса Стип-Пойнт.

Уровень 3 (высокий)

  1. Назовите «рекорды» Австралии, начав свой ответ словами: «Этот материк самый…»
  2. Сравните, как географическое положение влияет на особенности природы Африки и Австралии.

Группа 3

Разноуровневые задания

Уровень 1 (1–2 балла)

  1. Высшая точка Австралии – это:

а) г. Канберра; б) влк. Килиманджаро; в) массив Винсон; г) г. Костюшко.

  1. Высшая точка Антарктиды – это:

а) г. Канберра; б) влк. Килиманджаро; в) массив Винсон; г) г. Костюшко.

Уровень 2 (3–4 балла). Вычеркните лишнее слово в каждом ряду:

а) Антарктический, Кейп-Йорк, Росса, Арнем-Ленд;

б) Гавайские, Новая Гвинея, Эребус, Тасмания;

в) Сифре, Дарлинг, Йорк, Байрон;

г) эвкалипт, панда, кенгуру, страус эму, ксанторрея.

Уровень 3 (5–6 баллов). Установите соответствие.

 

1

Австралия

А

Мало пресной воды, мало видов растений и животных

Б

Шельфовые ледники занимают более 10 % площади

2

Океания

В

Расположено самое сухое озеро мира Эйр-Норт

Г

Самый маленький по площади материк (7,7 млн км2)

3

Антарктида

Д

Расположена высочайшая вулканическая цепь планеты

Е

Самая высокая зафиксированная скорость ветра – 88 м/с

Ответы: 1В, Г; 2А, Д; 3Б, Е.

Уровень 4 (7–8 баллов). Почему Австралия была открыта позже, чем другие населенные материки? Какое влияние оказывает Антарктида на природу Земли?

Уровень 5 (9–10 баллов). Спрогнозируйте возможные изменения климата Австралии, которые произошли бы, если бы Большой Водораздельный хребет располагался на западном побережье материка. Как изменился бы климат Антарктиды, если бы при расколе Гондваны она осталась в умеренных широтах южного полушария?

IV. Рефлексия

Ведущий предлагает вернуться к блиц-опросу, проведенному в начале семинара-практикума, и ответить на вопросы.

  • Изменилось ли ваше представление о дифференцированном обучении по сравнению с первоначальным мнением?
  • Оправдались ли ваши ожидания от семинара-практикума?
  • Пригодится ли вам информация, которую вы узнали на семинаре-практикуме?
  • Планируете ли вы применять элементы дифференцированного обучения на своих уроках?
  • С какими трудностями вы столкнулись при разработке дифференцированных заданий?

Литература

  1. Актуальные проблемы дифференцированного обучения / Л. Н. Рожина [и др.]; под ред. Л. Н. Рожиной. –
    Минск: Народная асвета, 1992. – 191 с.
  2. Кухарчук, А. М. Психодиагностика в профессиональном самоопределении учащихся / А. М. Кухарчук, Е. Л. Седова, В. В. Лях. – Минск: Беларуская навука, 2000. – 222 с.
  3. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Ю. К. Бабанский [и др.]; под ред. Ю. К. Бабанского. –
    2-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение, 1988. – 479 с.
  4. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / Г. К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – 217 с.
  5. Унт, И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения / И. Э. Унт. – М.: Педагогика, 1990. – 192 с.
  6. Фридман, Л. М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: книга для учителя / Л. М. Фридман, Т. А. Пушкина, И. Я. Каплунович. – М.: Просвещение, 1988. – 207 с.
  7. Харламов, И. Ф. Педагогика: учеб. / И. Ф. Харламов. – 7-е изд. – Минск: Университетское, 2002. – 560 с.