В Боровской средней школе имени Г.К.Жукова Лепельского района обновление содержания образования происходит через внедрение инноваций. Подробности — в материале корреспондента “Настаўніцкай газеты”.
— Функциональная грамотность имеет прямое отношение к тому, как учащиеся работают с информацией: извлекают ее, обрабатывают, оценивают, излагают, применяют на практике, решают с ее помощью повседневные задачи, — комментирует заместитель директора по учебной работе Ирина Алексеева.
На стыке наук
В школе сегодня реализуется республиканский инновационный проект по формированию функциональной грамотности. Большую роль в этом процессе играет технология тьюторского сопровождения учащихся, в основе которой — разработка индивидуальных образовательных маршрутов и программ.
— Развитие функциональной грамотности связано как с глубоким знанием предмета, так и с творческой активностью, — отмечает Ирина Михайловна. — В целом делается упор на проектно-исследовательскую деятельность.
Проекты отличаются практико-ориентированным, интегративным подходом. Например, учащиеся под руководством учителя математики Ирины Руцкой создали в школе праздничную атмосферу через проект “Новогодний переполох”. Школьники под руководством учителя белорусского языка Людмилы Семилетовой мастерски интегрировали знания по географии, истории, математике и белорусскому языку, разработав экскурсионный маршрут “Лимнонимы. Боровка как отражение географического положения местности”. К слову, исследовательский проект о лимнонимах получил диплом I степени на областном конкурсе работ исследовательского характера (конференции) учащихся 9—11 классов учреждений образования Витебской области “Эврика”.
Учитель истории Е.Р.Ерицян с учащимися
Интересно реализовала подход на стыке двух наук при изучении в 8 классе поэмы Н.Некрасова “Русские женщины” учитель русского языка и литературы Ольга Кудаева. Учащиеся создавали два исследовательских проекта: “Путешествие в пространстве России” (география) и “Путешествие в пространстве времени” (историческая основа поэмы). Уникальные творческие решения представили члены клуба “Краязнаўства” под руководством Людмилы Семилетовой. На основе краеведческого материала разработаны тематические экскурсии, квесты “Таямніцы малой радзімы”, “Народныя святы беларусаў”, создан банк внеклассных мероприятий. “Тапанімічны слоўнік аг.Камень і яго ваколіц” отмечен дипломом I степени на районном этапе и будет представлен во втором туре Республиканского конкурса научно-исследовательских краеведческих работ учащихся. Исследовательская работа “История образования в моем регионе” учащегося 7 класса Глеба Голубева (учитель Евгения Ерицян) отмечена дипломом I степени на III Международной научно-исследовательской конференции школьников “Учитель в истории России”.
— Мы учим школьников применять знания для решения максимально широкого спектра жизненных задач, — подчеркивает заместитель директора. — Разработанные педагогами-тьюторами задания отличаются привязкой к реальности, классифицированы по предметным областям и включены в специальный банк дидактики по формированию функциональной грамотности. Кстати, под руководством наставников учащиеся составляют практико-ориентированные задания для своих сверстников. Например, проект по математике “Квадратичная функция в различных областях жизни человека”, мини-проект “Рекламное агентство” (ремонт в своей квартире) разработаны Дашей Реут (9 класс) и тьютором Ириной Руцкой.
Игры всезнаек
Проект по развитию функциональной грамотности учащихся предлагает конкретный путь их личностного роста через вовлечение в различные виды деятельности. Участники военно-патриотического клуба “Канонир” (руководитель Анатолий Дывак) заняли в прошлом году 1-е место на областном этапе республиканской военно-патриотической игры “Орленок”. Учащиеся 4—10 классов (6 команд) активно участвуют в интеллектуально-развивающих конкурсах, брейн-рингах, республиканских турнирах “Что? Где? Когда?”. В минувшем году в учреждении образования в десятый раз прошел ежегодный открытый областной турнир по интеллектуальным играм “Боровская сова — 2024”. Команда тьюторантов из 9 класса награждена дипломом II степени. Члены клуба принимают участие в сезонных играх международного интеллектуального турнира. В осенних играх в турнире участвовало 267 команд из России и Беларуси. Команда 4 “А” класса “Гении Евгении” заняла 39-е итоговое место в общем зачете. Достижением членов клуба стало 3-е место на отборочном чемпионате Витебской области по интеллектуальным играм, два 2-х места молодежного турнира “Кубок Тараса” по интеллектуальным играм.
Начальник главного управления по образованию Витебского облисполкома Д.Л.Хома на церемонии награждения учащихся
Социализации учащихся способствуют волонтерство и другие виды социально значимой деятельности. Учащиеся 9 “А” класса — активные участники движения “Тимуровцы.bу”. Подростки оказывают помощь животным из приюта, проводят акции в их защиту. Тьюторанты Людмилы Семилетовой успешно реализовали социальную программу “Згода і лад — у сям’і скарб”, пробуют себя в роли внештатных корреспондентов районной газеты “Лепельский край”, проявляют креативность в съемках видеороликов. В прошлом году учащиеся под руководством Натальи Мысиной одержали победу в республиканском конкурсе видеопроектов “Открываем Беларусь”. Самые младшие “инноватики” 4 “А” класса Натальи Наймушиной разработали проект для октябрят “Территория детства”. Кроме того, совместно с библиотекой они создали сетевые проекты “Виталий Бианки”, “Агния Барто”. Сейчас готовится аудиокнига к 80-летию победы в Великой Отечественной войне. Все это позволяет обучать школьников в процессе проводимой ими работы, что является одним из главных условий формирования функциональной грамотности.
Играют дети, играем мы
На занятиях факультатива по робототехнике школьники успешно осваивают азы проектирования на основе комплексов “РОББО”. Педагоги Людмила Семилетова, Наталья Наймушина обучают своих подопечных работе с информационными сервисами для создания карт, интерактивных плакатов, квестов, живых книг и т.д.
По мнению педагогов, главное достоинство применения STEM-технологии на занятиях по робототехнике — активная коммуникация и командная работа.
С этого учебного года для учащихся 10 класса, членов фокус-группы проекта, организованы факультативные занятия “В мире техники и технологий: выбираем инженерную профессию”. Это повышает интерес учеников к естественно-научным и техническим специальностям, развивает креативность.
Педагоги-тьюторы успешно готовят высокомотивированных учащихся к интеллектуальным состязаниям. На объединенной международной олимпиаде “Формула Единства” / “Третье тысячелетие” и XIII Международной дистанционной олимпиаде по английскому языку ученицы 9 и 10 классов завоевали дипломы II и III степени (учитель английского языка Наталья Мысина). Пять тьюторантов награждены дипломами на втором этапе республиканской олимпиады по учебным предметам. Дипломами I степени на международном конкурсе “Мир математики” отмечены три ученика из фокус-группы проекта (педагоги Наталья Наймушина, Ирина Руцкая). Дипломы II степени на очном этапе областной олимпиады по белорусскому языку получили два тьюторанта Людмилы Семилетовой.
Формирование функциональной грамотности учеников — непростой процесс, где от учителя требуются креативность и творческое мышление, использование инновационных форм и методов обучения. В конкурсе “Компьютер. Образование. Интернет — 2024” учитель начальных классов Наталья Наймушина получила диплом III степени за образовательный квест по русскому языку “Путешествие с глаголом”. Педагоги Наталья Мысина, Ирина Руцкая, Людмила Семилетова активно представляют свой опыт инновационной деятельности на фестивалях профессионального мастерства и научно-практических конференциях международного уровня.
Недавно педагоги-тьюторы приняли участие в областном этапе республиканского конкурса игровых программ “Играют дети, играем мы” и удостоились диплома II степени. Тем самым они доказали, что наставники хотят и могут предлагать совершенно новый опыт, интересный ученику, развивающий его воображение, да еще и приправленный оригинальными образовательными решениями.
Людмила КУРИЛЬЧИК
Фото 112.by и учреждения образования