“Все профессии нужны, все профессии важны!”

- 12:42Портфолио

Классный час в 1 классе

Цель: ознакомить детей с различными профессиями; показать значение трудовой деятельности в жизни человека; воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий; развивать познавательный интерес и творческую деятельность детей.

Задачи: через использование наглядности, игрового материала, элементов занимательности дать представление о многообразии профессий и их важности для людей; расширять и создавать условия для формирования коммуникативных навыков.

Подготовительный этап: нарисовать рисунки на тему “Кем я хочу стать”; принести фотографии о профессиях своих родителей.

Время реализации: 35 минут.

Необходимое оборудование: кроссворд на доске, рисунки детей, демонстрационный материал.

Ход мероприятия

I. Организационный момент

— Добрый день, добрый час! Все пришли на классный час. Друг на друга посмотрели и тихонечко все сели.

II. Основная часть

1. Выяснение темы занятия

— Ребята, сегодня мы поговорим о том, что является очень важным в жизни каждого человека. Узнаем это, если отгадаем загадки и решим кроссворд. Вы готовы это сделать? Тогда внимательно слушайте и отвечайте: “Скажи, кто так вкусно готовит щи капустные, пахучие котлеты, салаты, винегреты?” (повар), “Кто в дни болезней всех полезней и лечит нас от всех болезней?” (врач), “В доме 10 этажей, в доме тысячи людей. Кто построил этот дом, дом, в котором мы живем?” (строитель), “Ежедневно спозаранку в руки он берет баранку, крутит, вертит так и сяк, но не съест ее никак” (шофер), “Он учит детишек читать и писать, природу любить, стариков уважать” (учитель), “С книжкой кто в руке — читатель. Книги пишет кто — …” (писатель), “Зарю поет селу петух. Коров ведет на луг …” (пастух), “Хозяин книг и книжный лекарь. Зовется он …” (библиотекарь), “В небе синем самолет, управляет им …” (пилот).   

— Молодцы! Отгадали все загадки. А теперь давайте прочитаем слово, получившееся в выделенных клетках. (Профессии.)

2. Сообщение темы и цели классного часа

— Разговор у нас пойдет о профессиях. Придет день, когда закончится ваша учеба в школе и перед вами встанет вопрос “Кем же мне стать и какую профессию выбрать?”. Поэтому вы должны как можно больше узнать о различных профессиях, чтобы в будущем смогли осуществить свою заветную мечту.

3. Работа по теме классного часа

— Что такое профессия?

Ответы учащихся: “Профессия — это название человека, который занимается работой”, “Профессия — это кем ты работаешь”, “Профессия — это важная работа”.

— Все ваши ответы по-своему правильны. Профессия — основной род занятий и трудовой деятельности. Какие профессии вы знаете?

Ответы учащихся.

— Да, профессий — век не счесть. Присмотреться время есть. Кем же вы хотите стать? Любопытно всем узнать.

Ответы учащихся.

— А сейчас коротко расскажите, почему вас интересует эта профессия? Начните так: “Когда я вырасту, хочу стать… потому что…”

Ответы учащихся.

— Очень важно, чтобы каждый человек выбрал себе дело по душе. Счастлив тот человек, который занимается любимым делом, кто правильно выбрал профессию. О таком человеке говорят, что у него золотые руки. Как понимаете смысл этих слов?

Ответы учащихся.

— Представим, что было бы, если бы люди не ходили на работу. Послушайте стихи и подумайте, какой вывод можно сделать из них: “Подумайте, что было бы,
// Когда б сказал портной: // — Шить платья мне не хочется, // Устрою выходной! // И все портные в городе // За ним ушли б домой, // Ходили б люди голые // По улице зимой”; “Подумайте, что было бы, // Когда сказал бы врач: // — Рвать зубы мне не хочется, // Не буду, хоть ты плачь! // Больным врачебной помощи // Не стало б никакой. // А ты б сидел и мучился // С подвязанной щекой”; “Под майте, что было бы, // Когда б сказал шофёр: // — Возить не хочется! // И выключил мотор. // Троллейбусы, автобусы засыпало снежком, // Рабочие на фабрики ходили бы пешком”; “Сказал учитель в школе бы: // — Мне в нынешнем году // Учить детей не хочется, // Я в школу не приду! // Тетради и учебники валялись бы в пыли, // А вы бы неучёными до старости росли”; “Подумайте, какая бы случилась вдруг беда! // Но только так не сделает никто и никогда, // И люди не откажутся от нужного труда: // Учитель обязательно придёт наутро в класс, // А пекари старательно хлеб испекут для вас. // Любое дело выполнят, что им не поручи, // Портные и сапожники, шофёры и врачи”; “Мы все семьёю дружною // В одной стране живём, // И каждый честно трудится // На месте на своём!”
О чём заставили вас задуматься эти стихи?

Ответы учащихся.

— Вы изучили дома профессии своих родителей. Предлагаю вам рассказать, кем же они работают.

На доске висит стенгазета с фамилиями ребят. Учащиеся выходят к доске, рассказывают, кем работают их родители, и приклеивают их фото на рабочем месте на соответствующие места в стенгазету.

— Может ли человек сразу получить профессию?

Ответы учащихся: “Нет. Надо сначала учиться”.

— Профессии получают в колледжах, лицеях, институтах и университетах.

4. Физкультминутка “Профессии (врач, пилот, швея, каменщик, кузнец)”

— Много профессий на свете у нас! (руки на поясе, повороты туловища вправо-влево) // О них мы поговорим сейчас: (развести руки в стороны) // Вот швея рубашки шьёт (движения воображаемой иглой), // Повар варит нам компот (“мешаем” поварешкой) // Самолёт ведёт пилот — (руки в стороны), // На посадку и на взлёт (опускаем руки вниз, поднимаем вверх). // Доктор ставит нам уколы (скрещиваем пальцы над головой, движения “ладонь — кулак”), // И охранник есть у школы (руки согнуты в локтях, силовой жест). // Каменщик кладёт кирпич (попеременно кладём кисти рук одна на другую сверху вниз), // А охотник ловит дичь (делаем бинокль из пальчиков), // Есть учитель, есть кузнец (загибаем пальцы, перечисляя профессии), // Балерина и певец. // Чтоб профессии иметь (разгибаем пальцы), // Надо много знать, уметь (повороты кистями — тыльная сторона ладошки), // Хорошо, дружок, учись (погрозить пальчиком)! // И, конечно, не ленись (отрицательное движение указательным пальцем)!

5. Конкурс “Угадай профессию”

Класс делится на 2 группы по рядам. По очереди с каждого ряда выходит учащийся, которому учитель показывает карточку с определенной профессией. Показывать карточку одноклассникам нельзя. Учащиеся изображают профессию, указанную в карточке, при помощи жестов и мимики, без слов. Команда соперников должна угадать, какую профессию им демонстрируют. Прилагаемый список профессий: жонглер, балерина, футболист, водитель, швея, маляр.

6. Задание “Восстанови рифму”

— Я буду читать стихотворение, а вы заканчивайте строчки, чтобы получилась рифма, и показывайте те движения, которые соответствуют той профессии, которую вы называете.

Профессий всех не сосчитать!

А вы какие можете назвать?

Поезд водит… (машинист),

Трактор водит… (тракторист),

В школе учит нас… (учитель),

Строит здание… (строитель),

Стены выкрасил… (маляр),

Доску выстругал… (столяр),

В шахте трудится… (шахтер),

В доме свет провёл… (монтер),

В жаркой кузнице… (кузнец),

Кто всё знает — … (молодец).

7. Игра “Чудо-мешок”

— Человеку какой профессии принадлежат эти вещи?

В мешке находятся различные инструменты: кисточка и краски; ножницы, иголка с ниткой и пуговицы; ручка, тетрадь и книга; молоток, гвозди и отвертка; лампочка и розетка; фонендоскоп и белый халат; поплавки; счеты; фотоаппарат; черпак. Дети достают их и говорят, кому они принадлежат: художнику, швее, учителю, плотнику, электрику, доктору, рыболову, продавцу, фотографу, повару.

8. Физкультминутка “Если хочется тебе, то делай так!”

— Хочешь стать ты гитаристом, делай так… Хочешь стать ты пианистом, делай так… Хочешь стать ты маляром, то делай так… Хочешь стать ты землекопом, делай так… Хочешь стать ты лесорубом, делай так… Если хочешь стать спортсменом, делай так… Если хочешь быть шофером, делай так… Если хочешь быть жонглером, делай так… Если хочешь быть артистом, делай так… Если хочешь стать моделью, делай так… Вот закончена игра, вновь за парты нам пора.

9. Работа в парах “Собери пазлы”

Дети работают в парах. На партах лежат конверты с пазлами. Учащимся нужно собрать пазл и ответить, какая картинка с профессией у них получилась.

10. Ребусы

III. Итоги. Рефлексия

— Молодцы! Хорошо сегодня поработали, о разных профессиях вспомнили и поговорили. Можно ли назвать самую главную из них? Нет! А почему?

Ответ учащихся: “Все профессии важны, все профессии нужны”.

— Выбрать профессию за одно занятие невозможно. Пройдет еще немало лет, прежде чем вы сделаете свой выбор. А сейчас у вас есть главный труд. Какой?

Ответы учащихся.

— Учеба и получение хороших знаний — тоже труд, причем непростой. Посмотрите на доску и скажите, на какой ступеньке мы сейчас находимся на пути к овладению профессией.

Дети выбирают карточку “учеба в школе”, а потом вешают карточки “учеба в колледже”, “учебе в вузе”, “профессия”.

— В мире много профессий. Каждая из них и нужная, и важная. Главное — овладеть ей на высоком уровне, чтобы приносить пользу людям. Надеюсь, в будущем вы выберите интересную и полезную работу и станете хорошими мастерами своего дела. Однако можно быть прекрасным врачом, водителем, писателем или грузчиком, но если человек злой, завистливый и эгоистичный, то он никому не принесет радости своим трудом. Поэтому прежде всего желаю вам быть добрыми и отзывчивыми людьми.

Инна МОЛОЖАВАЯ,
учительница начальных классов средней школы № 2 Каменца.