Исторические посиделки, краеведческие турниры, онлайн-викторины: опыт работы музея школы № 1 Лиды

- 12:15Образование

Историко-краеведческий музей «Наследие» средней школы № 1 Лиды стал любимым местом не только для учащихся этого учебного заведения, но и других учреждений образования города. И всё потому, что здесь детям не просто показывают интересные экспонаты, но и включают их в познавательную деятельность. Подробности — в материале корреспондента «Настаўніцкай газеты».

Руководителем музея, педагогами и школьниками собран уникальный материал об истории школы, города и всего Лидского района. Экспозиция «Грозные сороковые» посвящена событиям Великой Отечественной войны. Музей давно вышел за пределы небольшого помещения, часть экспозиций размещена прямо в учебных кабинетах. Так, с крестьянским бытом можно ознакомиться в кабинете истории, вышивкой и ткачеством — в кабинете белорусского языка, уголку энергосбережения отведено место в кабинете физики. С недавних пор задействована даже учительская, где находится выставка «Образование: вехи истории», собрана уникальная коллекция учебников.

Музей в школе не просто собрание экспонатов, это место, где ведется огромная краеведческая, поисковая, исследовательская работа, где дети узнают много нового, — подчеркнул директор средней школы № 1 Лиды Сергей Фонасов. — Если на столы выложить исследовательские проекты только за последние пару лет, будет настоящая гора из папок. Много занимается с детьми учитель истории и обществоведения, руководитель музея Наталия Лиханова. И эта работа бесценна. Важно, что она находит отклик в сердцах школьников.

В учебном заведении умело используют воспитательный потенциал краеведческого материала. При проведении занятий «Наш край» отдается предпочтение заданиям, которые формируют эмоционально-ценностное отношение к фактам, тесно связанным с историей Лидчины. Например, предлагаются задания «Телеграмма из прошлого. Как ответим адресату?», «Реликвия с историей», «Моральная дилемма», в ходе выполнения которых анализируется текст и высказывается собственная позиция. На уроках применяются такие приемы, как «Музей в чемодане», «Краеведение в цифрах», проводятся пресс-конференции «Мы — лидчане ХХ века», где роли знаменитых земляков исполняют учащиеся. При подготовке к ним тщательно изучаются биографии, достижения героев.

Урок, на котором рассматриваются события Великой Отечественной войны, проводится в виде устного журнала, исторического альманаха, где каждая его страничка посвящена определенной тематике, например «Партизанская история», «Партизанские формирования», «Партизанское мужество», «Партизанские семьи», «Партизанские реликвии».

Музейная педагогика — уникальное средство для решения многих воспитательных и образовательных задач, поэтому мы используем разнообразные формы и методы работы во внеурочной деятельности, — рассказала Н. Лиханова. — Активно внедряются в практику экскурсии с приемами театрализации и персонификации в виде музея восковых фигур, когда герои разных исторических периодов «оживают» и в процессе общения рассказывают о себе интересные биографические факты. В музее размещены QR-коды на видеоэкскурсии, посетители могут воспользоваться ими для самостоятельного просмотра.

Учащиеся школы участвуют в разработках пешеходных и выездных образовательных экскурсий по региону, что способствует воспитанию ценностного отношения к наследию малой родины. В числе таких уникальных туров, созданных членами клуба «Краеведы», — «Геодезические знаки города Лиды», «Семь православных чудес Лидчины», «По тропам Лидского партизанского соединения». Ссылки на интерактивные карты размещены на страницах блога и сайте музея.

Разрабатываются и аудиотуры, представленные в виде квеста. Например, во время прохождения маршрута «Лида — наш город!» экскурсанты посещают интересные места, с помощью приложения на мобильном телефоне отвечают на вопросы, определяют направление движения к контрольной точке, знакомятся с историей данного объекта.

В музее организовываются диалоговые площадки с представителями общественности. На встречах учащиеся обсуждают вопросы сохранения исторической памяти, делятся своими инициативами по изучению истории Лидчины.

В последнее время информационно-просветительская работа по изучению истории родного края активно разворачивается в интернете. Члены клуба «Краеведы» в социальной сети «ВКонтакте» реализуют патриотический проект «Лида — город мужества». В сообществе опубликованы мини-рассказы о жизни города в годы Великой Отечественной войны, деятельности партизан и подпольщиков. Осуществляется обратная связь с подписчиками, к лидским школьникам обращаются даже жители Российской Федерации.

Также школьным музеем реализуются интернет-проекты «Познаем историю Лидчины вместе» и «Музей Первой в TikTok». В аккаунтах размещаются собранные фотографии с краткой информацией о достопримечательностях и об известных земляках, короткие образовательные ролики по определенной тематике. Раз в квартал в Instagram проводятся интеллектуальные краеведческие онлайн-марафоны по принципу «Один день — один вопрос». В обсуждение включаются и взрослые, оставляют комментарии.

Информация, размещенная в сетевых сообществах, помогает в издании школьной краеведческой газеты «МузеУМ. Первая». На ее страницах читатели могут ознакомиться с историей учебного заведения и города.

— Наша активная деятельность направлена на сохранение исторической памяти, — отметила Наталия Анатольевна. — Накануне 80-летия освобождения Беларуси и Лидчины от немецко-фашистских захватчиков члены клуба принимали участие в акции «80 добрых дел», результаты которой освещались в Instagram. Ежегодно «Краеведы» инициируют мини-проекты «Они прошли дорогами войны», «О чем расскажет фотография». Учащиеся собирают материал о прошлом Лидчины, записывают воспоминания очевидцев о малоизученных страницах истории родного края, родственников ветеранов о боевом пути их близких в годы Великой Отечественной войны. Итоги исследований ребята представляют на школьных конференциях, куда приглашаются и их родители. Таким образом, познавательная деятельность организуется в триаде «учащиеся — родители — педагоги».

Советом музея организована методическая помощь педагогическому коллективу, разработан комплекс дидактических материалов для проведения музейных занятий, уроков по теме «Наш край», внеклассных мероприятий. Как подчеркнула руководитель музея, выполнение предложенных заданий способствует не только изучению прошлого Лидчины, но и формированию у учащихся умений и навыков работы с историческими фактами и визуальными материалами, гражданских, патриотических и духовно-нравственных качеств, стремления сохранить историко-культурное наследие малой родины.

Ирина АНИКЕВИЧ
Фото автора