Как помочь детям лучше учиться?

Ценность образования в глазах родителей всё возрастает. Их стремление, чтобы ребенок во что бы то ни стало получил высшее образование, в последние годы просто зашкаливает. Все дети хотят хорошо учиться в школе. Родители тем более хотят, чтобы их дети хорошо учились, ежедневно ждут красивых отметок в дневниках, строят грандиозные планы прекрасного будущего своего ребенка…

Но, к сожалению, в реальности всё не так радужно. Уже в первые годы школьного марафона из общей массы учащихся выделяются те, кто хорошо учится, и те, у кого это “хорошо” не получается. Сколько слез пролито, сколько копий сломано, сколько упреков выслушано, сколько нервов истрепано из-за отметок, из-за замечаний в детских дневниках и тетрадях, иногда вообще из-за потерянных при неизвестных обстоятельствах дневников! Об этом постоянно говорят дома, по телефону, в транспорте, на родительских собраниях, на педсоветах. Ежедневно подавляющее большинство родителей встречают своих детей после школы традиционным вопросом “Что получил?” вместо “Устал?”, “Что было интересного сегодня?”, “Сумел ли ты кому-то помочь?”, “Хорошо ли ты вчера подготовился к сегодняшним урокам?” и т.д. Родители иногда сильнее ждут вожделенных “десяток”, “девяток”, чем встречи с чудом природы, интересным собеседником или старым другом. Что же это за колдовская многолетняя всеобщая зависимость детей и родителей от отметки? Как избавиться от нее? Как победить? Как сделать каждого ученика успешным и не скрывающим от взрослых своих затруднений, а каждого родителя более спокойным и счастливым?

Кто же сегодня хорошо учится? Ответов на этот простой вопрос мы услышим множество. Кто-то говорит, тот, кто не ленится, другой считает, тот, кто всегда делает уроки, кто много читает, кто хорошо запоминает, третий скажет, что тот, кому постоянно помогают родители. Возможны и такие ответы: “Хорошо учится тот, кто умеет учиться”, “Тот, кто умный и способный” и т.д. Это очень важно.

Мой 11-летний сын сегодня, немного задумавшись, сказал: «Я знаю, почему день защиты детей 1 июня. Потому что все школьники 31 мая проносят домой дневники с годовыми отметкам».

Ученые-биологи, психологи, педагоги отвечают на этот вопрос так: “Хорошо учится тот, кто умеет учиться, кто умеет думать!” Но возникают следующие вопросы: “Что значит “умеет учиться”?”, “Что значит “умный”?”, “Что значит “умеет думать”?”, “Можно ли стать умнее и как?”, “Можно ли научиться думать и как?”. Родители, как правило, себе таких вопросов не задают. Важно им показать, что отметка как количественный эквивалент объема знаний ребенка на данный момент по данной теме не есть главный критерий его успешности, а лишь условие или основа личностного развития и получения современного качественного образования. Качество образования сегодня — это знания, это умения их грамотно использовать для решения конкретных практических задач, для рождения новых идей и новых знаний. Так, четкое проговаривание Закона Ома учеником не может быть оценено учителем 10-ю баллами. Важно показать широкое применение этого закона в технике, умение объяснить принцип действия прибора на основе этого закона и какие новые технические устройства могут быть построены на его основе.

Поэтому на первых родительских собраниях ежегодно классный руководитель знакомит родителей не только с психологическими и возрастными особенностями учащихся класса, с особенностями образовательного процесса и требованиями учебных программ, но и с критериями оценки знаний учащихся, с методами и способами отслеживания учебных и творческих достижений учащихся.

Поскольку процесс работы с поступающей в мозг ребенка информацией непрерывный, полезно научить детей работать с разными видами информации грамотно, грамотно отбирать, систематизировать, обрабатывать, выделять главное, устанавливать связи, зависимости, логику, практическую значимость и т.д. Умение грамотно работать с информацией во всех ее видах — одна из важнейших компетенций образованного человека. Это умение во многом определяет успех ребенка в школе и успех человека в жизни.
Учителя сегодня в процессе организации познавательной деятельности учащихся уделяют формированию этой компетенции достаточно внимания, как и другим составляющим умения учиться. Но в учебной работе дома рядом нет учителя и его направляющей руки.

Его Величество Домашнее задание — это та же познавательная деятельность, но только самостоятельная, такая же обязательная, такая же важная в общей цепи интеллектуальной деятельности ребенка. Часто учащиеся испытывают при этом трудности, с которыми сами не всегда справляются. В таких случаях домашнее задание может остаться невыполненным, выполненным частично или неправильно. У детей портится настроение. Родители нервничают. Срывы. Стрессы. Ухудшение психологического и физического здоровья. Родители, конечно же, хотят помочь, но не всегда знают, как лучше это сделать. Поэтому одна из главных тем обучающих занятий для родителей в нашем проекте — как родители могут помочь детям лучше учиться. Участники проекта “Внедрение модели развития психолого-педагогической компетентности родителей” изучили их запросы, систематизировали, организовали обучающие тренинги, практикумы, консультации, разработали памятки “Как проверить домашнее задание” и др.

В гимназиях № 1 Столбцов, № 1 и № 4 Баранович разработаны памятки для родителей не только общего характера “Как помочь ребенку при выполнении домашних заданий”, но и по каждому предмету в отдельности с учетом его специфики. Памятки доступны всем заинтересованным родителям, независимо от уровня их образования, потому что акцентируют их внимание не на выполнении задания любой ценой, не на его предметном содержании, а на понимании его сути, на совместных поисках способов его решения, на активизации мышления, развитии памяти, на освоении приемов долгосрочного запоминания.

Главные советы педагогов сводятся к тому, что помощь детям при выполнении задания не предусматривает его выполнения родителями, а только мотивирование, поддержку, создание необходимых условий, задавание наводящих вопросов, совместный просмотр и анализ выполненных аналогичных заданий в классе, просьбу к ребенку проговорить ход мыслей и поискать другие способы выполнения задания. Качество выполнения домашнего задания родители могут проверить, используя контрольные вопросы к данной теме в конце параграфа, интеллект-карты и логико-смысловые модели по данной теме. В любом случае после работы с домашним заданием важно провести с ребенком рефлексию его деятельности и оценку полученных результатов: в чем смысл выполняемой работы, что надо было сделать, что получилось и почему, где эти знания применяются, что не получилось и почему, доволен ли результатом, мог ли лучше выполнить это задание, чего не хватило, а можно ли его выполнить другим способом и т. д. Важно такие беседы проводить постоянно, тогда у ребенка вырабатывается алгоритм действий, развивается критичность и ассоциативность мышления.

При выполнении ребенком домашнего задания не обязательно сидеть у него под рукой. Можно делать что-то другое, но периодически наблюдать за его работой, не отмахиваться ни от какой просьбы. В трудных случаях можно использовать словари, энциклопедии, дополнительные пособия и т.п. Для поддержания интереса ребенка к предмету полезно изучение биографий ученых, чтение книг из серии “Жизнь замечательных людей”, трудовых династий, истории отдельных открытий и т.п. Причем использование биографического метода важно не только с точки зрения того, что сделал в науке, в жизни этот человек, но главное, как он шел к своим открытиям, история его поисков, самоотверженности, гражданского долга, трудолюбия. Пример ученого, проделавшего более 10 000 опытов до момента великого научного открытия, удивляет и потрясает каждого.

Родителям очень важно знать, какой интеллект у их ребенка, какое полушарие мозга наиболее развито и активно. Такую информацию могут дать родителям психологи школы или администрация, а также подсказать, как эту информацию грамотно использовать для всестороннего гармоничного развития конкретного ребенка. Очень важно убедить родителей, что они могут сделать для своих детей гораздо больше, чем делают, что все дети от природы в чем-то талантливы, что их способности к чему-то проявляются в деятельности и развиваются в деятельности, что мозг человека можно и нужно развивать, тренировать, как мускулы, что для этого надо использовать не только возможности школы, но и все образовательные ресурсы семьи, социума, дополнительного образования. В читающей семье дети читают. В интеллектуально развитой семье дети гармонично развиваются. Там, где родители постоянно занимаются своим личным развитием, самообразованием, и дети с малых лет правильно организуют свое самообразование. В перечне семейных традиций многих современных семей — походы на книжную ярмарку, в книжные магазины, музеи, вечера интересной книги, обсуждения интересных и полезных книг и многое другое. Для формирования у детей умения думать, умения учиться очень полезны различные игры: на сравнение, на поиск лишнего или недостающего, на продолжение предложения, на выделение ключевого слова, на сообразительность. Полезно ведение дневников “Как я учусь (взрослею)”, тетрадей самодиагностики, портфолио достижений и т.д.

Если вы хотите вырастить хороших детей, тратьте на них в два раза меньше денег и в два раза больше времени.

Родителям самой природой подарен некий начальный уровень педагогической компетентности, в отдельных случаях достаточный для решения семейных проблем. На этом основана народная педагогика, лучшие семейные традиции белорусов. Однако этого уровня сегодня с учетом глобальных вызовов для решения таких серьезных вопросов, как, например, “Как сделать каждого ученика более умным и успешным?”, не хватает. Надо учиться, чтобы помочь детям стать более успешными в школе, чтобы они смогли стать более успешными и в жизни, и в профессии.

Ценно и перспективно проведение учителями специальных наблюдений за отношением отдельных учеников или групп учащихся к школе, учебе, своим результатам, за способами их работы над отдельными заданиями, анализ полученных результатов, их оценка. Не менее ценны наблюдения родителей за своими детьми в то же время, по тем же направлениям. Учителя могут разработать и предложить отдельным родителям программы наблюдений. Важно наблюдать, когда и как ребенок садится за домашнюю работу, как долго, насколько самостоятельно и грамотно выполняет домашнее задание по отдельным предметам; соблюдаются ли при этом санитарные нормы для данного возраста по времени, по очередности заданий, по длительности перерывов, гимнастики для глаз и осанки; насколько сосредоточенно работает, на что отвлекается; как подготовлено рабочее место, есть ли и соблюдается ли режим дня в целом; где затрудняется, какие и как задает вопросы, анализирует ли процесс выполнения домашнего задания, объективно ли оценивает свои усилия и результаты, насколько доволен, и многое другое.

Таким образом, успех ребенка в учебе во многом зависит от учителя, от родителей, от видов и способов его деятельности, от того, насколько сформированы у него умения находить и обрабатывать различную информацию, общаться, находить выход из затруднительного положения. При этом учитель, его личностные особенности, мотивация, функциональная грамотность, знание и грамотное использование современных образовательных технологий, средств и приемов обучения — главная технология обучения и воспитания учащихся и их родителей. У учителя в этом процессе ведущая роль — и обучающего, и вдохновляющего, и сопровождающего, и корректирующего, и инновационно управляющего. Ограничиться разовым тренингом невозможно. Важно продолжить с некоторыми родителями диагностирующие динамику изменений диалоги, совместные поиски других средств или акцентов в освоении родителями роли помогающего детям учиться, в организации взаимообмена идеями, опытом. Педагоги считают, что вопрос — король урока. Это и вопрос ученикам, как поняли и что запомнили, что не поняли или что не сделали, почему. Это и вопрос ученика, как это понять, почему что-то не получается, где об этом почитать и т.д. В нашем случае это и вопрос родителя, как правильно, почему не получилось, что изменить и как. И, конечно же, вопросы ученикам: “Как понимаешь…?”, “Как думаешь…?”, “Как планируешь использовать эту информацию?”, “Что и почему выбираешь из предложенного?” и др. Кстати, чем больше у учащихся выборов в процессе познавательной деятельности (и в школе, и вне школы), тем выше его ответственность, тем выше уровень его образовательного и профессионального самоопределения и уровень социализации в школе и в обществе. Причем опора на освоение и использование успешного опыта некоторых родителей повышает эффективность общей работы класса и успешность каждого ученика. Уместны и поощрения, подбадривания, благодарности и другие способы поддержки стремлений каждого родителя стать успешнее и более результативно помогать детям лучше учиться.

Полезны семейные игры для развития внимания, концентрации, развития ассоциативной, долговременной памяти, логического, критического, системного, визуального и ассоциативного мышления, для развития вербального, логического, эмоционального, личностного и всех других видов интеллекта. От многообразия возможностей, подходов, видов деятельности мы обязательно придем к многообразию видов инновационной практики, результатов, успешности семей, детей, учителей. Семейному и педагогическому творчеству в организации успешной познавательной деятельности детей нет предела, нет ограничений, нет совершенства. Это как раз и есть тот клад, который помогает детям стать умнее, успешнее, помогает учиться, решать учебные и жизненные задачи.

Анна ДОБРИНЕВСКАЯ,
методист АПО, заслуженный работник образования Республики Беларусь.
Фото Ольги ДУБОВСКОЙ.

Пакінуць каментарый

Ваш электронны адрас не будзе апублікаваны. Абавязковыя палі пазначаны *