Культурологический контекст творческих способностей

Идея инновационного проекта, основанного на формировании культурологического мышления, возникла в стенах средней школы № 42 Витебска. Существенную методическую помощь в разработке плана реализации проекта школе оказали специалисты Центра поддержки и развития инновационной практики Витебского областного института развития образования. Учителей — участников проекта по всем возникающим в ходе работы вопросам консультирует декан филологического факультета ВГУ им. П.М.Машерова, кандидат педагогических наук, доцент Сергей Владимирович Николаенко.

Цель инновационного проекта “Развитие творческих способностей учащихся в контексте формирования культурологического мышления” — формирование культурологической и коммуникативной компетенции как основа развития творческого потенциала учащихся. Не секрет, что одна из задач школы — формирование высококультурной личности, способной пользоваться культурными ценностями в процессе активной жизнедеятельности и коммуникации в условиях межкультурного диалога. Школа не только дает образование, которое обеспечит необходимыми научными знаниями, практическими навыками и умениями, но и помогает осмыслить накопленные человечеством культурные ценности и традиции. Русский язык как один из государственных языков в Республике Беларусь оказывает огромное влияние на становление личности ребенка и имеет большое познавательное, развивающее и воспитательное значение.

Системное обучение языку начинается с 5 класса (с 10 лет). Для формирования позитивного отношения к культуре, культурным ценностям очень важен возраст от 10 до 14 лет — это время сложного перехода от детства к взрослости, когда формируется понимание культуры, культурных норм и ценностей, их оценка и выработка собственного отношения к феномену культуры. Этот период возрастного развития наиболее благоприятен и результативен для активного приобщения учащихся к культуре через изучение языка.
Подготовка к работе по реализации проекта включает несколько этапов. В начале работы был определен лингвокультурологический аспект содержания языкового образования в 5—7 классах:
— 5 класс: культурно-маркированная лексика; культурно-мотивированные фразеологизмы; лексические средства в загадках, сказках, былинах, несущие культурно значимую информацию; пословицы и поговорки, отражающие традиции народа;
— 6 класс: правила речевого этикета, основанные на традициях; имена собственные, используемые в фольклоре; имена числительные, связанные с культурными традициями, легендами;
— 7 класс: пословицы и поговорки, характеризующие личностные качества человека.
Следующий обязательный этап работы над инновационным проектом — диагностическое исследование способностей учащихся к творческой деятельности по следующим направлениям: “Направленность на творчество”, “Способность преобразовать структуру объекта”, “Чувство новизны”, “Самооценка”.

На основе результатов диагностики скомплектованы творческие группы. Очень важна правильная комплектация таких групп, ведь творческие способности — понятие очень индивидуальное. И чтобы каждый мог проявить себя, создать собственные произведения, организована работа творческой мастерской “Как прекрасен этот мир!”. В рамках деятельности мастерской в этом учебном году прошла защита творческих проектов “Мама — главное слово” (5 класс) и “Белая Русь” (7 класс).
Учащиеся начали работу над проектами “Красота родного края” (5 класс) и “Витебск военный” (7 класс). Проекты включают сочинения в разных жанрах, стихотворения, фотографии, сделанные учащимися, рисунки — всё, что помогает наиболее полно раскрыть тему. Участники проектной деятельности принимают активное участие в творческих конкурсах разных уровней. А лучшие произведения печатаются в ежегодном школьном литературном альманахе, который насчитывает уже 9 выпусков.
Развитие творческих способностей напрямую связано с формированием грамотной устной и письменной речи. Поэтому важной практической составляющей инновационного проекта была определена организация работы учащихся с заданиями курса “Словесность”. В широком смысле слова словесность — это творчество, способность описывать с помощью языка окружающий мир, выражать мысли и чувства в устной и письменной форме. В узком смысле словесностью называется совокупность всех художественных произведений. Таким образом, словесность объединяет русский язык и литературу в единое целое, и задания, которые разработаны в рамках этого курса, используются одинаково успешно на уроках и языка, и литературы. Благодаря словесности учащиеся осознают себя частью общества, нации, истории, они осваивают культуру и развивают способность мыслить, чувствовать, творить, общаться с людьми.
Многие лексические единицы в русском языке содержат большой объем культурной информации. Именно поэтому очень важно в процессе обучения языку выделять культурно значимый лингвистический материал. Изучение слова в лингвокультурологическом аспекте позволяет формировать у учащихся взгляд на язык как часть мира, понимание роли русского языка в жизни белорусского общества и государства. С этой целью собран богатый теоретический и практический материал для учителя и учащихся по теме “Фразеология: история в языке”.

Разделу “Фразеология” отводится в школьной программе мало учебного времени, но он очень важен для формирования культурологических компетенций: фразеологизмы, помимо того, что они обогащают речь, являются богатейшим источником сведений о культуре наших предков. Например, начиная знакомиться с происхождением шутливого фразеологизма после дождичка в четверг (никогда), учащиеся не ожидают ничего нового: слова “дождик” и “четверг” общеупотребительны и всем понятны. Но в процессе работы они узнают о почитании древними славянами Перуна (бога грома и молнии). Именно ему был посвящен четверг, а с приходом христианства возникло это выражение, которое демонстрировало пренебрежение язычеством.
А разговорный фразеологизм без дураков (серьезно, без шуток), оказывается, имеет совсем не шуточное происхождение. Он связан с обычаями московского царского двора времен средневековья: когда в царских палатах собирались родовитые бояре “думать государеву думу”, принимать решения о судьбе государства, то их заседания проходили в обстановке строгой секретности. А для ее сохранения обязательно выгоняли болтливых “дураков” — шутов, которых было множество при царском дворе.
Многие слова русского языка отражают те или иные реалии культуры, образа жизни народа. Они помогают углубить знания о взаимосвязи культуры и языка, формировать лингвокультурологическую компетенцию учащихся.
Эта работа особенно интересна с безэквивалентной лексикой, не имеющей точных аналогов в иной культуре, в ином языке (хоровод, тройка, баня, валенки, частушка и т.п.). Такие слова одновременно отражают особенности и языка, и культуры.

Большую роль в формировании культурологической и коммуникативной компетенции учащихся играет высший уровень языка — текст. Особое место в работе отводится использованию текстов, иллюстрирующих культурные традиции белорусского и русского народов.
Использование лингвокультурологического потенциала содействует развитию творческих способностей, а также формированию общекультурных компетенций учителей и учащихся — участников проекта.
О какой бы работе ни шла речь, необходимо все время держать в поле зрения планируемые результаты инновационной деятельности:

  • создание в пространстве деятельности ученика значимой для него познавательной и творческой проблемной ситуации;
  • осознание учащимися себя как самостоятельной личности, способной решать творческие задачи;
  • настроенность на общение с литературой, накопление опыта восприятия художественных произведений, опыта личных жизненных и эстетических переживаний, выработка эстетических ценностных ориентаций, эстетических потребностей;
  •  приобщение учащихся к культуре, традициям, истории города, страны в целях духовного и нравственного развития;
  • комплексное формирование языковой, речевой, коммуникативной и лингвокультурологической компетенции учащихся; развитие всех видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения, письма) на основе освоения культурно значимого материала.

Конечно же, лучше всего о развитии способностей учащихся говорят их творческие работы. Лилия Соловьева (7 класс) — одна из самых активных участниц создания и защиты творческого проекта “Белая Русь”:

Моя Родина — мирное небо,
Клекот аиста вдалеке.
Моя Родина — мягкий вкус хлеба,
Васильки у ребенка в руке.

Моя Родина — лес и равнина,
Шум больших городов, тишина деревень.
Моя Родина — полноводные реки
И ручьи в лесу по весне…

Я люблю ее травы душистые,
Отражение неба в росе,
И озера, как слезы, чистые,
И легенды, и сказки все.

В целом мире ее нет прекраснее!
Моей Родиной милой горжусь,
Такой доброй, приветливой, ясной,
С чистым именем — Белая Русь!

 

Наталия МАКАРЕНКО,
учитель русского языка и литературы средней школы № 42 Витебска.