Писать сочинения легко и интересно: материалы для подготовки к написанию сочинения

- 12:00Журнал "Народная асвета", Образование
В.М. ТАТАРОВА, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Могилевской городской гимназии № 1

«Когда вы пишете, доверьтесь руке. Ваша рука очень умная, она сама четко, образно изложит мысли. Тайны писательства не в голове, а в кончиках пальцев», – говорил известный философ Василий Розанов.

Что делать, чтобы ученик почувствовал желание высказаться, порассуждать – доверился руке? Конечно, ему должен быть интересен предмет разговора – текст, если речь идет о литературе. А интересен он будет в том случае, если учитель поставит умные и сложные вопросы. Основные условия – преемственность, постепенное усложнение и регулярность.

Беседы по тексту литературного произведения позволяют создать творческую атмосферу, и у ребят возникает потребность записать свои рассуждения, поделиться ими. Беседы целесо­образно дополнять презентациями, чтобы ви­деоряд помог вызвать ассоциации, необходимые для актуализации личного опыта ученика, стимулирования воображения.

Предлагаемая серия статей содержит, по сути дела, материалы для заключительных уроков по отдельным произведениям (с 5 по 11 класс), а также для мастерских ценностных ориентаций, которые тесно связаны с изученными произведениями.

Чтобы не разрушить восприятие текста и сохранить заинтересованность учащихся, работу над небольшим сочинением следует предложить на уроке, сразу после завершения беседы. Письменные рассуждения в атмосфере поиска помогут ученику выстроить систему ценностей, научат слышать других, ценить чужие открытия не меньше, чем свои. В ходе урока ребята могут записывать свои ответы и рассуждения, а после работы над текстом прочитать его вслух (по желанию). В этом случае организуется обсуждение.

Для 5 класса программой по русской литературе предусмотрено написание сочинений по 4 произведениям (сказки, М. Пришвин «Кладовая солнца», стихи Д. Кедрина и других поэтов, Л. Толстой «Кавказский пленник»), для 6 класса – по стихам Н. Рубцова, А. Блока или других поэтов, повести А. Пушкина «Станционный смотритель», Н. Гоголя «Ночь перед Рождеством», Максима Горького или Л. Толстого «Детство». Но на каждом уроке нужно создавать атмосферу, которая вызывает у детей положительные эмоции, желание высказаться, выразить свои чувства. Д. С. Лихачёв объяснял: «Чтобы научиться писать, надо писать». Если это станет нормой, то и написание обязательных сочинений будет естественным творческим процессом. Читательские эмоции являются почвой, на которой должно развиваться творческое воображение. Творческие сочинения обогащают духовный мир ребенка, в процессе работы над ними углубляются знания по предмету.

В 5–6 классах целью и смыслом изучения литературы является развитие читательских способностей. Художественное произведение на уроке литературы выступает не объектом объяснения, а субъектом диалога, в процессе которого читателю открывается его смысл. Вопросы для этого диалога и предлагаются в статье.

5 класс

Тема 1. Мне нужно привести в порядок мой дом (мастерская творческого письма по сказкам А. С. Пушкина)

Вопросы и задания

  1. Давайте приведем в порядок дом. Уберем лишнее, приобретем то, чего не хватает. Чего не хватает, на ваш взгляд, в вашем доме?
  2. Допустим, что все вещи, о которых вы мечтали, уже купили. Теперь вы довольны, счастливы? Может, еще что-то должно быть в доме для счастья?
  3. Что самое главное в доме должно быть?
  4. Легко сохранить мир, уважение и любовь в доме? Почему? Что для этого нужно?
  5. Представьте, что на вас легла большая ответственность – установить мир, любовь и справедливость в огромной семье, коллективе. Как это сделать? С чего начать? Может, с общих правил, единых ценностей?
  6. Разделите страницу на 2 части. В первой запишите первостепенные ценности, которые, на ваш взгляд, принесут людям счастье, во второй – второстепенные, менее значимые (любовь, богатство, труд, семья, власть, красота, карьера, дети, путешествия, вера, творчество). Среди первостепенных подчеркните три самые важные. Из них выберите одну, запишите по центру. Напишите небольшой этюд (3–5 предложений) на выбранную вами тему.
  7. Если человек считает ценностью любовь, семью, труд, веру, он будет счастлив?
  8. Мастерская посвящена сказкам Пушкина. «Мне нужно привести в порядок мой дом» – его девиз как русского писателя. Он указал, как сохранить любовь и веру в доме, который называется Россия. Сказки Пушкина наполнены священными символами. А что значит – священными?
  9. Пушкин опирался на известные сюжеты, но наполнял их новыми смыслами. В «Сказке о мертвой царевне» семи богатырям отводится значительное место, хотя по сюжету им почти нечего делать. Пес Соколко как персонаж вроде бы необязателен, но автор вводит эти линии в повествование, ибо каждая из них по-своему подчеркивает тему верности – важнейшую тему сказки. Почему эта тема так важна?
  10. «Сказка о мертвой царевне» начинается смертью любящей и приходом себялюбивой женщины, а кончается возрождением семьи, торжеством идеала кроткой красоты, любви и верности. Пушкин рассказывает о верности, о волшебном всесилии любви – той, которая дает силы (Елисею) и воскрешает (царевну). Эта сказка – упование на верность и любовь. Как вы понимаете слово «упование»?
  11. Вспомним сцену, когда чернавка дает царевне отравленное яблоко. Собака Соколко лает, не дает откусить его. В черновике на полях Пушкин изобразил себя в виде собаки Соколко. Что это значит?
  12. Надкушенное яблоко в христианской традиции связано с искушением, с грехом. Какие грехи вы знаете? Почему они называются грехами?
  13. На примере «Сказки о рыбаке и рыбке» попробуем понять, о чем предупреждает Пушкин и почему сказка, в которой никто не гибнет, воспринимается трагически. Старик обречен выполнять желания злой жены. Почему он покорно это делает?
  14. Старуха хочет с каждым разом все больше и больше. В начале мастерской вы тоже говорили о своих желаниях. Много в перечне было вещей? Почему нам так много хочется?
  15. Старуха и есть символ наших желаний. И нам всегда мало, хочется еще чего-то. Старухе не только богатства, но и власти хочется. Власть ей зачем?
  16. Почему каждый раз меняется цвет моря, когда старик сообщает о новом желании старухи? А что отражает море? (Небо.) Что символизирует небо – бога, высшую справедливость? Почему с каждой новой просьбой оно темнеет? О чем предупреждает Пушкин?
  17. Не захотелось ли вам узнать, символом чего выступает старик? Рыбка приплыла к нему. Он не использовал свою возможность. Люди часто упускают возможности? А вы не упускаете возможности делать открытия после каждой прочитанной книги?
  18. Что вам показалось самым сложным в ходе мастерской? Самым интересным? Чего не поняли? О чем хотели бы порассуждать еще? Ответьте на эти вопросы письменно.

Фото из архива редакции используется в качестве иллюстрации

Тема 2. Символизм сказок

Задание 1. Создайте презентацию из 10 слайдов, ответив на вопросы.

Задание 2. Обсудите вопросы, запишите ответы таким образом, чтобы получился связный текст.

Вопросы

  1. В сказке живет добро и зло. Где живет зло? А где добро?
  2. Добро и зло – внутри нас. С кем борется главный герой, если добро и зло – внутри?
  3. Герой борется с самим собой, побеждает в себе зависть, нетерпение, трусость. Как происходит трансформация зла в добро?
  4. Как от зла можно освободиться? Все герои совершают ошибки в начале сказки. А потом идут путем освобождения от ошибок. Дается подсказка. Кто дает подсказки и какие?
  5. Главный герой – не богатырь, а Иван-дурак. Кто его считает дураком?
  6. Иван – дурак только с точки зрения своих братьев. Иван делает нравственный выбор. Какой?
  7. Что означает выражение «честь дороже жизни»? Что такое долг человека перед добром? Приведите примеры из сказок.
  8. Всем знакома сказка «По щучьему веленью». Почему Емеле все удается, перед ним все врата открываются, даже царские?
  9. Емеля чист душой, и поэтому ему все удается. Как он сохранил душу чистой?
  10. В каждой сказке живет еще одна, которую понимаешь, когда взрослеешь. Какие моральные ценности живут в сказках?

Тема 3. М. Пришвин «Кладовая солнца» (мастерская ценностных ориентаций)

Вопросы

  1. Пришвин в конце жизни подвел итог: «Только и делал, что о торфе писал». Как это понимать? О каком торфе идет речь? Торф – это залежи в болоте, которые со временем становятся качественным горючим материалом. И об этом писал Пришвин всю жизнь? Может быть, он говорил иносказательно? Залежи торфа он назвал кладовой солнца. Почему?
  2. Кладовая солнца – это не просто болото, торф. Это народная мудрость, заключенная в пословицах, поговорках, приметах. Можно их не использовать, но от этого они не обесцениваются. И чем больше времени проходит, тем ценнее становятся. Чем старше человек, тем внимательнее он к народной мудрости. Есть ли у тебя любимая пословица? Какая? А у твоих родителей?
  3. Пословица помогает понять: не один ты в сложную ситуацию попал, кто-то другой выход нашел – значит, и ты найдешь. Народ как будто дает коллективный совет, поддерживает тебя или по-доброму посмеивается: не отчаивайся, мол. Какая пословица помогает тебе?
  4. Психологи дают хороший совет: из словаря пословиц выпишите 20 понравившихся. Что бы в жизни ни случилось, откройте эти записи – и вы найдете ответ, как поступить. Вот подборка пословиц, которая может выручить не раз, когда вы встретитесь с хитростью, мелочностью, жадностью, хвастовством. Как вы их понимаете? Какие ситуации в них описаны?

Сто рублей давали, да из кармана не вынимали. Не рад и блину, как кирпичом в спину. На своей улочке и курочка храбра. Сосед спать не дает: хорошо живет. Не бойся начала, а жди конца. С дураком связаться – вечная память. Первый парень на деревне, а в деревне один двор. Один дурак, а умных пятерых ссорит. Дал денежку, а славы на рубль. Не бойся собаки брехливой, а бойся молчаливой. Пришел теленок медведя пугать. Всякая козявка лезет в букашки. Кому служу, тому и пляшу. Гордым быть – глупым слыть. Зависть прежде нас родилась. Хорошо тому добро делать, кто помнит. Выспишься – помолодеешь. Ни кожи, ни рожи, а хвостом вертит. Быть бы ненастью, да дождь помешал. Дай денег вволю, захочется и поболе.

Выберите несколько пословиц, запишите на отдельном листе, оформите оригинально и читайте, когда грустно или тяжело, обидно или стыдно.

  1. Как вы понимаете вот такую пословицу: «Из песни слова не выкинешь»? Ведь она не о песне, а о чем-то более важном, глубоком – о жизни, причем не всегда веселой и беззаботной. Тогда «слово» можно представить как неизбежное событие. А если оно неизбежно, научитесь достойно, мужественно его принимать. Какие жизненные испытания вы прошли достойно? Может быть, что-то хотели бы исправить? За что можете себя похвалить?

6 класс

Тема 1. Образы-символы

Задание 1. Создайте презентацию, ответив на вопросы.

Задание 2. Обсудите вопросы, ответы запишите в форме связного текста.

Вопросы

  1. Слово «символ» имеет значение знак, примета. Образ-символ многозначен. У читателя могут возникнуть самые разнообразные ассоциации. Какие ассоциации возникают со словом «дорога» у вас?
  2. Правильное толкование символов способствует глубокому прочтению художественного текста. Например, слово «весна» символизирует молодость, зарождение любви; слово «осень» – старость, зрелость, печаль. Почему старость ассоциируется с осенью?
  3. В стихотворении Б. Пастернака есть такие строки: «Свеча горела на столе, свеча горела». При помощи этого символа поэт изображает надежду на обретение счастья, душевного тепла. Попробуйте объяснить образы-символы: море, паруса, путь, перекресток, сад, небо, метель, крест, роза (самый интересный для меня символ «…», он означает…; самый сложный для меня символ…).
  4. С какой целью авторы используют символы? Поэт Ф. Сологуб сказал: «Символ – окно в бесконечность». Как вы понимаете эту фразу?

Тема 2. А. Фет «Скрип шагов вдоль улиц белых»

Вопросы

  1. Поэт Яков Полонский вспоминал: «Фет, бывало, говорил мне: «К чему искать сюжета для стихов? Сюжеты эти на каждом шагу. Брось на стул женское платье или погляди на двух ворон, которые уселись на заборе, вот тебе и сюжеты». Как вы поняли слова Фета?
  2. Представьте себе такую картину. Снежная улица, поздний вечер. Под ногами редких прохожих скрипит снег. Стены домов покрыты инеем. Иней серебрится, переливается. Брови и ресницы пешеходов припорошены снегом. Очень холодно. Тихо. Об этом стихотворение Фета. Прочитайте его. Какие звуки вы слышите?
  3. Стихотворение наполнено тишиной. Передано то редкое безмолвие, какое овладевает миром в зимние лунные ночи. У Фета лишь легкий скрип шагов по хрустящему снегу нарушает молчание ночи. Какие звуки преобладают в стихотворении, создают его музыкальную тональность? (Звуки [л], [н] – «лунная гамма»; [р], [з], [с] – «хрустящие морозцем». Оркестровка стиха придает звучанию легкость и изящество. Фет не только видит в природе все ее оттенки и самые хрупкие состояния, но и слышит мир. Он улавливает мелодию зимы.)
  4. Какую мелодию вы слышите зимой, весной, летом, осенью? Выберите пору года. Почему именно ее захотелось услышать?

Литература

1. Корнеева, Е. Все мы родом из детства / Е. Корнеева // Литературная газета. – 2002. – 1–8 апреля. – С. 2.

2. Непомнящий, В. Поэзия и судьба. Над страницами духовной биографии Пушкина / В. Непомнящий. – М.: Советский писатель, 1987. – 118 с.

3. Сосновская, И. В. Анализ лирического стихотворения / И. В. Сосновская // Литература в школе. – 2002. – № 3. – С. 38–40.