С акцентом на гражданско-патриотическом воспитании: интерактивная викторина по истории «Память сердца»

- 17:08Журнал "Народная асвета", Образование

Проведение в учреждениях образования факультативных занятий по курсу «Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны)» играет важную роль в гражданско-патриотическом воспитании подрастающего поколения. Изучение школьниками истории Великой Отечественной войны способствует формированию чувства уважения к героическому прошлому своего народа, любви к Родине, а также готовности к защите независимости и суверенитета своего государства.

 Для обобщения и систематизации знаний учащихся по факультативному курсу «Великая Отечественная война советского народа в (контексте Второй мировой войны)» нами была разработана интерактивная викторина по истории «Память сердца», которая может также использоваться для проведения тематических воспитательных мероприятий для учащихся 9–11 классов и подготовки ребят к экзамену по истории Беларуси за курс базовой школы.

Цель викторины: формирование у школьников чувства гордости за свой народ, уважения к его героическому прошлому.

Задачи:

  • содействовать развитию у ребят аналитического мышления, памяти;
  • развивать у старшеклассников коммуникативные навыки и умение работать в команде.

Оборудование: мультимедийный комплекс, сигнальные карточки, грамоты, листы формата А4, фломастеры, секундомер, презентация «Память сердца», мобильные телефоны с программой считывания QR-кодов.

Ход викторины

I. Организационный этап

Учитель приветствует команды, представляет членов жюри, предлагает ребятам ответить на вопрос «Почему для нас важно помнить о войне?», а затем знакомит с темой и правилами викторины.

Правила викторины

  1. В игре принимают участие 2 команды.
  2. Право первыми выбрать раздел команды определяют по жребию.
  3. Каждый последующий выбор предоставляется команде, правильно выполнившей последнее задание предыдущего раздела.
  4. Возможность отвечать первой получает команда, капитан которой первым поднимет руку после сигнала.
  5. Если команда не отвечает по истечении 30 секунд или ошибается, право ответа переходит к другой команде.

II. Основной этап

  • Раздел «Шумилинщина в годы войны»

За каждый правильный ответ или верно выполненное задание – 2 балла. За развернутый ответ в  задании 3 – 2 балла.

Задание 1. Назовите действовавшую на нашей территории в годы Великой Отечественной войны молодежную организацию, в честь которой в поселке Оболь был основан музей.

Ответ. Молодежная организация «Юные мстители».

Задание 2. Назовите имя и фамилию младшего лейтенанта, уроженца г. п. Шумилино. Ему за подвиг, совершенный при форсировании Днепра, Указом Президиума Верховного Совета СССР было присвоено звание Героя Советского Союза.

Ответ. П. А. Акуционок.

Задание 3. Установите логическую связь между изображениями.

Ответ. З. М. Лишакова –  уроженка Шумилино, бывшая узница Освенцима, Й. Менгеле (Ангел Смерти) – немецкий офицер СС, врач концентрационного лагеря «Освенцим», проводивший жестокие, бесчеловечные эксперименты над заключенными, отбиравший жертв для умерщвления в газовых камерах. З. М. Лишакова была одной из его подопытных, она чудом выжила после экспериментов, а после войны написала открытое письмо, в котором рассказала о преступлениях Ангела Смерти.

Задание 4. Ответьте, в память о каком событии и где установлен данный памятник (демонстрируется фото).

Ответ. Памятник узникам гетто установлен на месте еврейского поселения д. Сиротино. 18 ноября 1941 года фашистами было расстреляно 316 жителей этого поселения.

Задание 5. Назовите дату освобождения Шумилино от немецко-фашистских захватчиков.

Ответ. 23 июня 1944 года.

  • Раздел «Память о войне»

За каждый правильный ответ – 1 балл. За каждую установленную в задании 4 логическую связь – 0,5 балла, еще 2 балла – за название мемориального комплекса.

Задание 1. За проявленные массовый героизм и мужество в борьбе против немецко-фашистских агрессоров 12 городам СССР присвоено почетное звание города-героя. Какой город Республики Беларусь носит это звание?

Ответ. Минск.

Задание 2. Рассмотрите предложенную фотографию и скажите, как называется данный мемориальный комплекс и где он расположен.

Ответ. Мемориальный комплекс «Прорыв» расположен возле г. п. Ушачи.

Задание 3. Определите, где находится это знаковое для белорусов место, какое название носит мемориал и кому он посвящен (фото).

Ответ. Мемориал «Три штыка», посвященный воинам, партизанам и подпольщикам, находится в г. Витебске.

Задание 4. Установите логические связи между картинками и назовите мемориальный комплекс, с которым связаны изображения.

Ответ. Монумент «Врата памяти» находится на территории бывшего концентрационного лагеря «Малый Тростенец». 

Задание 5. Воспользуйтесь QR-кодом, просмотрите видеофрагмент и определите, о каком музее идет речь и где он находится.

Ответ. Музей истории Великой Отечественной войны в г. Минске.

  • Раздел «Даты и события»

За каждый правильный ответ – 1 балл.

Задание. Установите соответствия между событиями и датами.

  1. Начало Великой Отечественной войны.                                            а) 3 июля 1944 года.
  1. Подписание Акта о капитуляции Германии.                                       б) 22 июня 1941 года.
  1. Освобождение Минска.                                                                        в) 6 июля 1941 года.
  2. Оборона Брестской крепости.                                                              г) 8 мая 1945 года.
  1. Лепельский контрудар.                                                                        д) 22 июня – 23 июля 1941 года.

Ответы. 1б, 2г, 3а, 4д, 5в.

  • Раздел «Операции и планы»

За каждый правильный ответ – 1 балл, за дополнительную информацию о каждой операции – 1 балл.

Задание. Решите ребусы и расшифруйте названия военных операций.

Ответ. «Барбаросса» – план нападения фашистской Германии на СССР.

Ответ. Операция «Концерт» – название второго этапа «рельсовой войны».

Ответ. «Цитадель» – план Германии по разгрому Красной армии под Курском.

Ответ. «Багратион» – белорусская стратегическая наступательная операция Рабоче-крестьянской Красной армии против вооруженных сил нацистской Германии, проводившаяся с 23 июня по 29 августа 1944 года.

  • Раздел «Герои и подвиги»

За каждый правильный ответ – 1 балл. За дополнительную информацию о подвиге героя – 1 балл.

Задание. Решите филворд, найдите фамилии героев Великой Отечественной войны.

Ответ. А. П. Маресьев, О. В. Кошевой, М. А. Егоров, А. М. Матросов, И. Н. Кожедуб, И. В.  Панфилов, Л. А. Голиков, Н. Ф. Гастелло, В. А. Котик.

  • Раздел «Оружие и техника»

За каждый правильный ответ – 2 балла.

Задание 1. Определите, о каком орудии идет речь. Первое применение этого орудия произошло 14 июля 1941 года под командованием И. А. Флёрова. Мемориал в честь 25-летия первого залпа был открыт в 1966 году и расположен в городе Орше.

Ответ. «Катюша» – неофициальное название бесствольных систем полевой реактивной артиллерии.

Задание 2. Из представленных на фотографиях самолетов выберите тот, к конструированию которого был причастен советский авиаконструктор С. В. Ильюшин.

Ответ. 1 – Ил2.

Задание 3. М. И. Кошкин считается конструктором лучшего танка времен Великой Отечественной войны. Назовите этот танк.

Ответ. Т-34.

Задание 4. Перед вами портрет известной исторической личности, подумайте и ответьте, какой танк был назван его именем (фото Иосифа Сталина).

Ответ. Тяжелый танк ИС.

Задание 5. Это оружие, сконструированное Г. С. Шпагиным, отличалось высокими боевыми качествами и простым устройством. О каком оружии идет речь и как его называли солдаты?

Ответ. ППШ – пистолет-пулемет Шпагина, солдаты ласково называли его «папаша».

  • Раздел «Полководцы и военачальники»

За каждый правильный ответ – 1 балл.

Задание. Решите кроссворд.

  1. Советский генерал, командовавший Западным фронтом на начальном этапе немецкого вторжения в Советский Союз в июне 1941 года.

Ответ. Д. Г. Павлов.

  1. Самый молодой генерал армии и командующий фронтом в истории Вооруженных Сил СССР. Дважды Герой Советского Союза.

Ответ. И. Д. Черняховский.

  1. Советский полководец и государственный деятель. Маршал Советского Союза, четырежды Герой Советского Союза, кавалер двух орденов «Победа», шести орденов Ленина. В послевоенные годы его называли «Маршал Победы».

Ответ. Г. К. Жуков.

  1. Советский государственный и партийный деятель, один из руководителей партизанского движения в Беларуси в годы Великой Отечественной войны.

Ответ. П. З. Калинин.

  1. Советский политический и военный деятель. Занимал пост Верховного Главнокомандующего (1941–1953 годы).

Ответ. И. В. Сталин.

  • Раздел «Литература и искусство»

За каждый правильный ответ – 2 балла.

Задание 1. Вспомните фильм, посвященный Великой Отечественной войне, во вступительной заставке которого после названия следует эпиграф «…не победили они нас, понимаешь!».

Ответ. Современная экранизация повести Б. Л. Васильева «А зори здесь тихие».

Задание 2. 17 апреля 1943 года красноармеец И. А. Байдужий писал известному поэту: «Ваша поэма… энциклопедия фронтовой жизни бойца». О каком произведении идет речь и кто его автор?

Ответ. Поэма «Василий Теркин» А. Т. Твардовского.

Задание 3. Перед вами репродукции картин известного белорусского и советского художника-живописца, педагога, Героя Беларуси, народного художника СССР, бывшего узника концлагерей Дюссельдорф, Бухенвальд и Дахау. Посмотрите на них и ответьте, как называется цикл данных картин и кто их автор (фото).

Ответ. Цикл картин «Цифры на сердце» М. А. Савицкого.

Задание 4. Как называется картина В. В. Волкова и какому событию периода Великой Отечественной войны она посвящена (фото)?

Ответ. Картина «Минск. 3 июля 1944 года» посвящена освобождению Минска.

  • Раздел «Карты и документы»

Задание 1. Назовите представленный документ и государства, принявшие участие в его подписании.

Статья I. Обе Договаривающиеся Стороны обязуются воздерживаться от всякого насилия, от всякого агрессивного действия и всякого нападения как в отношении друг друга, так и совместно с другими державами.

Статья II. В случае если одна из Договаривающихся Сторон окажется объектом военных действий со стороны третьей державы, другая Договаривающаяся Сторона не будет поддерживать ни в какой форме эту державу.

«…»

Статья IV. Ни одна из Договаривающихся Сторон не будет участвовать в какой-нибудь группировке держав, которая прямо или косвенно направлена против другой Стороны.

Статья V. В случае возникновения споров или конфликтов между Договаривающимися Сторонами по вопросам того или иного рода обе Стороны будут разрешать эти споры или конфликты исключительно мирным путем в порядке дружественного обмена мнениями или в нужных случаях путем создания комиссий по урегулированию конфликта.

Статья VI. Настоящий договор заключается сроком на десять лет с тем, что поскольку одна из Договаривающихся Сторон не денонсирует его за год до истечения срока, срок действия договора будет считаться автоматически продленным на следующие пять лет.

«…»

Ответ. Пакт Молотова–Риббентропа (официально Договор о ненападении). Подписан Германией и СССР 23. 08. 1939 года.

Задание 2. На слайде представлен фрагмент документа. Назовите данный документ и государство, разработавшее его.

Основные силы русских сухопутных войск, находящиеся в западной части России, должны быть уничтожены в смелых операциях посредством глубокого, быстрого выдвижения танковых крыльев. Отступление боеспособных войск противника на широкие просторы русской территории должно быть предотвращено.

Путем быстрого преследования должна быть достигнута линия, с которой русские военно-воздушные силы будут не в состоянии совершать налеты на территорию Германского рейха. Конечной целью операции является создание заградительного барьера против азиатской части России по общей линии Волга–Архангельск. Таким образом, в случае необходимости последний индустриальный район, остающийся у России на Урале, можно будет парализовать с помощью авиации.

В ходе этих операций русский Балтийский флот быстро потеряет свои базы и окажется, таким образом, неспособным продолжать борьбу.

Эффективные действия русских военно-воздушных сил должны быть предотвращены нашими мощными ударами уже в самом начале операции.

Ответ. «Барбаросса» – кодовое название плана и военной операции по захвату европейской части СССР, разработанных Германией летом 1940 года.

Задание 3. Рассмотрите фрагменты карт и ответьте, какие эпизоды Великой Отечественной войны отражены на них (фото).

Ответы. 1 – Курская битва, 2 – операция «Багратион».

III. Заключительный этап

Жюри подводит итоги и называет победителя.

Для проведения данной викторины можно использовать ее электронный вариант, воспользовавшись QR-кодом.

Т. В. Дорофеева,
учитель истории и обществоведения
первой квалификационной категории

СШ № 1 им. Героя Советского Союза П. А. Акуционка г. п. Шумилино
Фото из архива редакции носит иллюстративный характер