Таиса Данилевич: тот депутат, кто живет проблемами простого человека, обязательно получит поддержку

- 15:03Моя гражданская позиция

Заслуженный работник образования Республики Беларусь депутат V созыва Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Таиса Данилевич — о некоторых аспектах избирательного цикла и роли педагогов в электоральной активности общества.

В зоне ответственности

С позиций своего педагогического, управленческого и депутатского опыта хочу обратить внимание коллег на несколько приоритетных задач учительства как идеологического актива общества и государства. Президент нашей страны отметил первостепенное значение идеологической составляющей предстоящих электоральных кампаний. И дал наказ определять достойных патриотичных людей, профессионалов. “Ведь для настоящих патриотов, делами и помыслами созидающих настоящее и будущее нашей Беларуси, судьба Отечес­тва — самое важное и самое ценное”, — сказал Александр Лукашен­ко. На мой взгляд, эта установка Президента является основным нравственным ориентиром для каждого, и в первую очередь для учительства. Исходя из этого, нам необходимо не только обеспечить избирательную активность граждан в зоне ответственности учреждений образования, но и помочь избирателям определиться с выбором кандидатов. Подчеркну, педагогам не нужно агитировать за того или иного кандидата — это дело доверенных лиц. А вот принимать во внимание мнения избирателей в период электорального цикла, объяснять, какими качествами кандидат в депутаты должен обладать, — важно. И еще один существенный момент. Нужно максимально эффективно использовать день проведения выборов для воспитания будущих избирателей — подрастающих граждан. Для того чтобы дети воспринимали выборы как значимое событие, важно, чтобы они принимали участие в создании праздничной атмосферы на избирательных участках, вместе с родителями проходили процесс голосования. Детям сложно осознать роль выборов в общественной жизни страны, но то, что это явление праздничного характера, они должны усваивать с малого возраста. И это восприятие должно закрепиться у них на уровне привычки.

Сегодня никого не нужно убеждать в том, что первые уроки гражданственности начинаются в родительском доме, в семье. А продолжаются они в детском саду, школе. Именно в школе формируется человек, готовый осознанно и активно исполнять свой гражданский долг.

Семья и школа

Мой опыт руководства областной системой образования (без малого 11 лет) показал, что в решении воспитательных задач важно делать упор на взаимодействие учреждений образования с семьей.

В Минской области первыми в республике стали активно проводить областные родительские собрания, на которых организовывали встречи с родителями, учащимися, учителями в формате открытого диалога. Говорили в том числе о роли выборов в жизни страны.

 Честно и открыто обсуждали самые волнующие проблемы и вопросы. Это позволяло нам донести важную информацию сразу до всех участников и установить обратную связь. Губернаторы Николай Домашкевич, Борис Батура были нетерпимы к проявлению формализма в решении любого рода вопросов. Они руководствовались принципом — “не звучность мероприятий, а их содержательность!”. Такой подход позволил нам на практике объединить усилия школы и семьи в образовании и воспитании детей. А главное, формировать в педагогической, ученической, родительской и социальной среде установку, что гражданский долг реализуется через дело. Министры образования Александр Радьков, Сергей Маскевич поддерживали наш интерактивный формат работы с широким кругом родительской общественности. Александр Михайлович Радьков отзывался о нас как о пионерах в создании и развитии новых форм взаимодействия всех субъектов образовательного пространства. И сегодня Министерство образования комплексно и системно подходит к вопросам гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи. Министр образования Андрей Иванец придает огромное значение идеологическим аспектам воспитания будущих граждан страны, а выборы — одно из самых значимых идеологических явлений в жизни общества.

В образовательной политике мы всегда исходили из того, что школа — учреждение государственное, а учитель — носитель государственной идеологии. И делали все, что от нас зависит, чтобы родители получали должное внимание, заботу со стороны школы и воспринимали ее как заботу государства о них и их детях. Это, несомненно, сказывалось на их активности и выборе в ходе электорального процесса.

С позиции дела

С позиций своего опыта участия в избирательных циклах, работы на руководящих должностях и в депутатском корпусе хочу обозначить качества, необходимые, по моему мнению, кандидату для надлежащего исполнения им депутатских обязанностей и, что немаловажно, наказов избирателей.

Самое главное, чтобы кандидат был честным перед своими избирателями. Он не должен раздавать обещания непременно исполнить все, о чем его просят. Иногда нужно открыто признать, что какая-то проблема на данный момент не может быть решена. И пояснить почему. Не потому, что кто-то этого делать не хочет, а потому что для этого попросту нет соответствующих условий. Следует учитывать, что все наказы решаются через органы исполнительной власти, с которыми, как показывает практика, нужно уметь работать и находить общий язык. Ведь депутаты и чиновники делают одно дело — решают проблемы граждан. В депутатском корпусе нужны не столько борцы, сколько люди, умеющие сотрудничать и идти на компромиссы ради дела. Нужны знания, опыт решения проблем, понимание специфики работы органов исполнительной власти, умение взаимодействовать с ее представителями с позиции дела, а не амбиций.

Представители исполнительной власти решают практические вопросы. Важно понимать, что их возможности не безграничны и они вынуждены выбирать приоритеты. От депутата требуется квалифицированный анализ запроса, убедительность аргументов, настойчивость. И предельная корректность, диалог с позиций сотрудничества и предложения по собственному вкладу в практическое решение вопроса. Нужно знание жизни и того, что волнует людей. В моей практике было так. Я шла сама к своим избирателям: в аптеки, поликлиники, магазины, школы, шахты — общалась с людьми, интересовалась их проблемами, чаяниями. И если обещала чем-то помочь, то старалась выполнять свои обещания. Для меня главным итогом явилось получение результата для моих избирателей. Приведу только несколько примеров из выполненных наказов: открытие отделения гемодиализа в Любанской районной больнице, газификация деревень, строительство автозаправки и ремонт больницы в Красной Слободе…

Вопросы, с которыми жители района обращались ко мне, старалась решать вместе с другими депутатами, во взаимодействии с районным исполнительным комитетом, различными службами и ведомствами.

 Из опыта скажу: тот депутат, кто живет проблемами простого человека, ставит его на первый план, обязательно получит понимание и поддержку.

У депутатов республиканского уровня больше полномочий. Но без детального знания проблем и квалифицированного подхода к их решению никакие полномочия не помогут. Как показывает практика, депутаты должны иметь опыт работы на административных должностях и, кроме всего прочего, обладать более широким кругозором, осознавать масштабность задач на уровне республики.

На благо страны

Депутаты любого уровня работают на развитие страны и поэтому должны быть людьми с государственным мировоззрением, убежденными патриотами с твердой гражданской позицией. За все эти годы мы убедились в надежности всех ветвей власти, ее способности обеспечить общественный порядок, видеть резервы экономического роста, направленного на улучшение качества жизни в стране. Сегодня, в сложившейся в мире непростой ситуации, нам особенно необходимо чувствовать надежность и силу государства. Время требует от нас единения и сплоченности. И очень важно, чтобы как можно больше людей участвовало в выборах осознанно.

Убеждена, граждане нашей страны примут самое активное участие в предстоящем значимом событии и сделают правильный выбор — в пользу кандидатов, которые будут конструктивно работать на благо страны и своих избирателей.